||| Регистрация ||| Вход ||| Выход ||| Профиль ||| Приветствую Вас: Гость |||
Меню сайта
Категории каталога
Новичку на заметку [40]
Советы бывалых [66]
Двигатель и его системы [32]
Вождение автомобиля [14]
Разное [80]
Советы [102]
Юмор [21]
Наш опрос
Какой ваш водительский стаж:
Всего ответов: 1200
Главная » Статьи » Советы

Учим детей «Читать улицу»
Учим детей «Читать улицу»

Наши дети ничуть не меньше, чем немецкие, английские или японские, хотят не попасть под машину, не получить сотрясение мозга, перелом и тем более — не хотят погибнуть. И наши водители ничуть не больше, чем водители других стран, готовы пережить страшный шок, когда автомобиль сбивает ребёнка.

Но тогда почему в России детей погибает больше, чем во многих автомобилизированных странах?

Потому, что в отличие от России в Англии, Японии и Финляндии, как и в других странах развитой автомобилизации, детей транспортному поведению на 90% учат сами родители, и не только словами, но и наблюдением, движением совместно по улице.

В России же действует устаревший и неэффективный принцип: всему учит ШКОЛА. Но школа, классный руководитель вряд ли рискнёт вывести класс к проезжей части дороги, чтобы с тротуара учить детей «читать улицу», наблюдать дорожное движение. Им руководит вполне понятное опасение: а если кто выбежит на дорогу? Затеет возню у края проезжей части?.. Значит, учитель будет учить в школе словами, на уроке, а это всё равно, что учить физкультуре за партой.

Так что, дорогие родители, экскурсию с ребенком, наглядные уроки на улице необходимо проводить вам. И вам надо будет многое предвидеть, многое учесть. Самое главное, что проезжая часть улицы — хотя она такая же асфальтово-серая, как и тротуар, — это волк в овечьей шкуре, «троянский конь», кто помнит историю. Почему?

Прежде всего потому, что это мир обманчивых ситуаций, «ловушек», когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется — нет, опасно. Да поздно.

Вот одна из 27 дорожных «ловушек»:

Мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара.Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги — и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющая его «Тойота», которую мальчик не мог видеть раньше. И водитель «Тойоты» не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. «Ловушка»! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходят именно так.

Значит, надо знать, уметь распознавать эти 27 дорожных «ловушек»!

Большое количество детей попадают под машину в зоне остановки:


Они выбегают на проезжую часть дороги из-за стоящего автобуса, не видя скрытой за ним проезжающей машины. Или выбегают впереди стоящего на остановке автобуса. В первом случае скрыта машина слева, во втором случае — машина справа. И тем не менее вы и сегодня можете услышать складную, но преступно неверную присказку: «обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус — сзади». Это — приглашение под машину! Трамвай спереди — да. Но автобус сзади?! Вы тут же спросите: «А как же обходить стоящий автобус на остановке?» Лучше подождать, пока автобус отъедет. Или самому отойти от этого места туда, где обзору ничто не мешает.

Вы, может быть, заметили, что ловушка 1, с которой мы начали нашу беседу, и ловушки 2 и 3 возле автобуса — все с помехами обзору.

А вот «ловушка» у светофора. Представьте себе, что горел «зеленый» для пешеходов, и подбегавший к переходу мальчик уже настроился бежать дальше. И тут вдруг «красный». Мальчик знает, что секунду — две стоявшие машины простоят, и решает так: «Они (водители) меня видят, и когда будут трогаться, — пропустят». И бежит уже на свой «красный». Стоявшие у светофора водители действительно «видели» и «пропускали». Но не все машины стояли у светофора. Одна машина в левом, дальнем от мальчику ряду, только приблизилась к переходу и, не останавливаясь, сразу поехала на «зеленый» для водителей. ЭТОТ ВОДИТЕЛЬ мальчика не видел. Он выедет из-за трогающихся машин, и тут на него и набежит наш мальчик.

Казалось бы, у ребенка должна быть естественная осторожность перед закрытым обзором — не видно, мало ли что!

Но в большинстве случаев все обстоит как раз наоборот! В раннем детстве, когда у детей возникали первые привычки при движении, а родители гуляли с ними в парке или во дворе, отгороженном от машин, у них закрепилась привычка смело выбегать из-за угла дома, из дверей подъезда, из-за кустов, из-за деревьев. Она «сидит» в каждом ребёнке, и он, не думая, применяет ее там, где она смертельно опасна, — на улице.

Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги.

Поэтому наша с вами задача — чтобы у наших детей было два комплекта привычек — для дома и двора (и то во дворах сейчас ситуация очень изменилась в смысле безопасности) и для дороги, проезжей части.

И этот, второй комплект, и надо формировать родителям, гуляя за руку с ребёнком по улице, начиная с двух лет. А поскольку вы этого не делали, у ребенка уже возникли свои привычки при переходе улицы. Надо переучивать. Но вы знаете: нет ничего сложнее, чем переучивать.

Все, что дети приобрели в раннем детстве, я бы назвал привычками неответственного или небрежного наблюдения.
Вот некоторые из них:

Бегом через дорогу — крайне опасно, потому что бегущий уже лишний раз голову по сторонам не повернёт. А на дороге ежесекундно может возникнуть новая опасность.

Начинать движение, куда глаза глядят, — не менее опасно! А делать шаг на дорогу, не поглядев вначале направо — налево — направо, — последнее дело на дороге, так же как и попятиться. Представьте, что ребёнок оказался на «осевой», сделал переход наполовину и ждёт момента, чтобы проехали машины, и тогда закончить переход. Один лихой водитель из тех, кого ребёнок вынужден пропускать, окажется слишком близко к стоящему пешеходу, тот сделает шаг назад — а сзади, может быть, в этот момент как раз проезжает машина. Выходит, шаг назад ей под колеса?

Мы создали своими руками новый мир — мир машин. И поведение в нем надо создавать своими руками, годами учить ребёнка «читать дорогу», замечать малозаметное, опасаться слишком устремить взгляд через дорогу — на приятеля или маму. Угол бокового зрения при этом сужается, и можно не заметить машины справа или слева. Конечно, думающий водитель заранее обратит на себя внимание. НО НЕ ВСЕ ВОДИТЕЛИ — ДУМАЮЩИЕ. Неопытных и не умеющих предвидеть среди водителей еще хватает.

Спросите ребёнка своего: «Чем может быть опасна стоящая у дороги машина, когда ты рядом с ней собрался переходить на другую сторону? » И что он ответит? «Может тронуться», хотя трогающаяся машина только толкнет. Правильный ответ такой: МАШИНА, КОТОРАЯ СТОИТ, ОПАСНА, ПОТОМУ ЧТО ИЗ-ЗА НЕЁ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ВИДНА ДРУГАЯ МАШИНА.

Задайте ему другой вопрос: «Какое место на дороге опаснее — перекресток без светофора или остановка автобуса? Есть те, кто ответит правильно, но девять из десяти ответят неправильно: «Перекресток без светофора». Понятен ответ: такой перекресток пугает — машины с разных сторон, да еще поворачивают. Но от этого он правильным не станет. Остановка опаснее — из-за того, что стоящий автобус то и дело закрывает обзор.

Теперь вы сами увидели, насколько готов к самостоятельному движению в транспортном мире ваш ребенок.

Школа умеет давать знания. А здесь нужны навыки наблюдения. Здесь с тротуара надо видеть своими глазами, как сзади стоящего автобуса вдруг вылетает ранее скрытая за ним машина. Вот тебе и «обходи трамвай спереди, а автобус — сзади»!

Мы уже в ХХI столетии. И дальше машин будет всё больше.

Желаю вам и вашим детям здоровья и безопасности на дороге.

А. ДОБРУШИН

Источник: ДДД

Категория: Советы | Добавил: Jekson (27.11.2007)
Просмотров: 1855
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
Статистика
Кронштадтский клуб автолюбителей © 2024