С недавних пор воздушное пространство над федеральными трассами возле Питера патрулирует вертолет МЧС. Спасатели объединились с инспекторами ГИБДД, чтобы вместе бороться с пугающим ростом аварий на скоростных шоссе. Легкий геликоптер информирует о крупных заторах на трассах, а в случае серьезного ДТП может эвакуировать пострадавших в больницу. Вертолет Бо-105 для питерских спасателей купили еще в феврале, но только этим летом машину начали использовать в полную силу. В Москве вертолетная служба спасения существует уже около десятка лет, а вот в Питере о таком до недавних пор приходилось только мечтать.
У столичных спасателей уже выработался неплохой опыт эвакуации пострадавших в ДТП, - объяснил представитель Северо-Западного регионального центра МЧС Анатолий Филипенок. За сутки их вертолет делает около 10 вылетов и спасает 5-6 человек. Согласитесь, даже такие вроде бы небольшие цифры - это спасенные человеческие жизни.
Петербургским пилотам на такие результаты пока рассчитывать не приходится. В нашем городе есть только две вертолетные площадки для Бо-105 (одна у НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, другая - у детской городской больницы № 1), но и те требуют модернизации. Нужно достроить диспетчерский пункт и жилой модуль для экипажа. А в перспективе организовать целую сеть вертолетных площадок у городских больниц, чтобы оперативно доставлять туда больных.
Пока же маленькому геликоптеру приходится ютиться на аэродроме в Касимово. В неделю у Бо-105 всего два-три вылета. Аппарат кружит в радиусе 120-150 км от базы, следит за машинами питерских дачников. В пятницу провожает потоки машин на огороды, в воскресенье встречает по дороге обратно. Патрулирует трассу «Скандинавия» (до Выборга), восточное направление (до села Паша) и дорогу на Приозерск.
Пока работы у вертушки немного. Бо-105 только однажды удалось продемонстрировать то, на что он способен. 11 июля экипаж вертолета эвакуировал пострадавшего в ДТП на трассе в направлении Мурманска и отвез его в больницу.
Однако спасатели не сомневаются, что, после того как система оповещения заработает в полную мощь, работы прибавится. Вообще вертолеты Бо-105 российские спасатели используют уже давно. Немецкие геликоптеры отличаются легкостью, маневренностью (для посадки аппарату требуется площадка 15 х 15 метров) и экономичностью (вертушка «съедает» 150 килограммов топлива в час - по авиационным меркам это весьма умеренно. В сложенном состоянии две машины преспокойно умещаются в грузовой отсек основного самолета МЧС России - Ил-76, поэтому в случае чего их легко перевезти в любую точку мира.
СПРАВКА
Вертолет Бо-105
- Длина (вращающийся несущий винт) - 12 м
- Высота - 3 м
- Максимальная взлетная масса - 2500 кг
- Максимальная скорость - 250 км/ч
- Максимальный запас топлива - 450 кг
- Дальность полета - 550 км
В салоне вертолета установлен медицинский комплект, аналогичный стандартному набору карет скорой помощи. Экипаж вертолета - это два летчика и врач-реаниматолог. На борт Бо-105 может взять всего двух пострадавших - для этого в машине имеются специальные носилочные места.