Желаемую модель ждут месяцами. Появилась даже особая категория ловкачей, которые умудряются зарабатывать на «автомобильных очередях». В общем, все, как при капитализме. Аппетиты растут
Любовь россиян к новым иномаркам крепнет день ото дня. В прошлом году объем их продаж вырос более чем на 60 процентов. Причины тому — рост благосостояния людей, а также простота и доступность автокредитов. Между тем, иностранным автогигантам оказалось не по силам угнаться за растущими аппетитами россиян. Квоты на поставляемые в Россию иномарки не смогли покрыть спрос, что породило дефицит популярных моделей автомобилей и привело к возникновению очередей на покупку авто. В этом году многие иностранные автогиганты во избежание повторения пройденного увеличили квоты. И — тем не менее.
Объехав и обзвонив более 20 питерских автосалонов, мы убедились в том, что даже сейчас, когда активный сезон продаж на авторынке не наступил, найти «живую» машину, то есть ту, на которой можно уехать прямо из магазина, возможно далеко не всегда. Очереди на иномарки сохраняются, хотя они и поменьше, чем в прошлом году. Первыми в категорию «очередников» по-прежнему попадают «бюджетные» автомобили стоимостью от 10 до 20 тысяч долларов.
«Японцы» — самые дефицитные
Срок ожидания заветной иномарки напрямую зависит от ее популярности, и в этом рейтинге лидирует японский автопром. Очереди на «японцев» различных марок сейчас составляют в среднем 2–3 месяца. Наибольшим терпением придется запастись желающим сесть за руль полюбившегося в России паркетного внедорожника Nissan Qashqai — заказы на него сейчас принимают лишь на октябрь-ноябрь 2008 года (а в прошлом году очередь на эту модель вообще доходила до 14 месяцев ожидания). Но, справедливости ради, отметим, что очереди на Qashqai существуют и в Европе.
Исключением из правил стала Toyota Camry — в прошлом году ее нужно было ждать 3–4 месяца, а сейчас очереди нет вовсе. Дело в том, что в продажу уже поступили авто, собранные под Питером. Кстати, стоимость Camry, которая является ярким представителем бизнес-класса, приблизилась к «бюджетной»: с 31 марта она снижена на 9 процентов и составляет сейчас от 790 тысяч рублей (при этом неважно, покупаете ли вы машину российской или японской сборки).
Зато существует очередь на «народную марку» Toyota Corolla — ждать ее придется как минимум 3 месяца (правда, в прошлом году сроки ожидания доходили до 1 года).
На корейские автомашины острого дефицита пока не наблюдается. Хотя закрыта квота на базовую комплектацию Kia Spektra, так как модель вскоре снимается с производства. В целом в этом сегменте если и придется подождать поставки автомобиля, то не более месяца.
Любопытно, что победителя конкурса «Лучший автомобиль года в России — 2008» в номинации «Городской автомобиль» Peugeot 107 нам пообещали доставить в течение месяца. А вот, к примеру, Renault Logan придется ждать до июня. С покупкой немецких машин любых марок проблем не возникает, но они принадлежат уже к более высокой ценовой категории.
Заплати и не жди!
Дефицит иномарок в автосалонах породил новый вид бизнеса — куплю-продажу очереди. Нет желания ждать несколько месяцев? Вам готовы предложить и меньший срок — естественно, за отдельную плату. К примеру, покупка очереди на Nissan Qashqai обойдется в 40–50 тысяч рублей, на Honda Civic — 30–40 тысяч, а на Toyota Corolla — 15–20 тысяч рублей. В общем, цены на рынке этих услуг напрямую зависят от «длительности очереди» на авто.
Газеты и форумы автомобильных интернет-сайтов пестрят подобными объявлениями о продаже. «Дельцы» специально встают в очередь на несколько машин (скажем, одновременно в трех салонах), а затем перепродают ее нетерпеливым покупателям.
Размах бизнеса наводит на мысль, что тут не обходится без участия менеджеров по продажам, хотя автодилеры в один голос и заявляют о негативном отношении к спекулянтам, якобы подрывающим их репутацию. Участники авторынка говорят, что и рады бы бороться с «продавцами очередей», но как? Юридически отказать клиенту-спекулянту в переоформлении заказа на другого человека сложно, да и доказать факт перепродажи очереди нереально. Так что купля-продажа очередей изживет сама себя только с исчезновением дефицита на рынке.
Как не встать в очередь?
Мы уже выяснили, что очередь на покупку иномарки можно просто-напросто купить, но если эта статья расходов не вписывается в ваш бюджет или вы просто не желаете иметь дело со спекулянтами, среди которых, кстати, встречаются и аферисты, то существуют и другие способы приобрести понравившийся автомобиль в обход очереди.
- Можно обратиться к «серым» дилерам. Это деятели, которые либо скупают авто в официальных салонах и продают их с наценкой, либо привозят из стран, где они стоят дешевле, к примеру, из США или Саудовской Аравии. У них почти всегда имеются в наличии даже самые дефицитные модели, но по более высокой цене — в среднем дороже на 3000 долларов. Но надо помнить, что, купив автомобиль у «серого» дилера, вы лишаетесь гарантии на его обслуживание и получаете массу технических проблем. Так, у «американцев» придется менять светотехнику, которая не соответствует евростандартам, а у «арабов» — стартер и аккумулятор, не рассчитанные на российские холода.
- Есть смысл регулярно обзванивать всех дилеров марки как в своем городе, так и в городах, расположенных неподалеку. Сроки ожидания на одну и ту же модель в разных салонах могут заметно отличаться. Объясняется это просто: чем неизвестнее дилер, тем меньше у него клиентов и больше вероятность найти желаемое авто в наличии. Впрочем, «живые» машины могут появиться и по другой причине — нередко покупатели в последний момент отказываются от заказанных автомобилей.
- Наконец, можно найти аналогичную модель, близкую по цене и характеристикам. Например, если не желаете ждать Renault Logan, следует присмотреться повнимательнее к Peugeot 206 или Opel Corsa.
Добавим, что обычно пик продаж на автомобильном рынке приходится на весну-лето, и с большой долей вероятности можно предположить, что очереди на иномарки в ближайшее время вырастут. Так что, если планируете в этом году приобрести «железного друга», стоит обратиться к автодилерам уже сейчас, не дожидаясь наступления ажиотажа.
ПРОГНОЗ
2 миллиона автомобилей в год!
Российский автомобильный рынок развивается стремительными темпами и, по прогнозам некоторых экспертов, может стать вторым по объему в Европе уже в 2008 году и первым — в 2010-м. В прошлом году объем продаж новых иномарок превысил объем продаж отечественных автомобилей, и эта тенденция сохраняется. Рост российского рынка автомобилей в этом году прогнозируется на уровне 14 процентов. При этом ожидается, что сегмент новых иномарок вырастет на 35 процентов. В итоге в 2008 году на российском рынке будет продано более 2 миллионов новых легковых автомобилей. Наибольшей популярностью среди иномарок в России пользуются Ford, Chevrolet, Toyota, Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Honda, Renault, Opel.
CПРАВКА
Любимые иномарки россиян
(по итогам конкурса «Лучший автомобиль года в России — 2008»)
- Городской автомобиль — Peugeot 107 (от 363 тыс. руб.)
- Малый класс — Opel Corsa (от 324 тыс. руб.)
- Малый средний класс — Mitsubishi Lancer X (от 533 тыс. руб.)
- Средний класс — Honda Accord (второй год подряд) (от 839 тыс. руб.)
- Бизнес-класс — Toyota Camry (второй год подряд) (от 790 тыс. руб.)
- Представительский класс — Lexus LS 460 (от 3 047 тыс. руб.)
- Премиум-класс — Maybach (от 13 000 тыс. руб.)
- Купе — Audi A5 (от 1 300 тыс. руб.)
- Купе премиум-класса — Audi R8 (от 5 000 тыс. руб.)
- Кабриолеты и родстеры — Mercedes-Benz Slk (от 1 610 тыс. руб.)
- Кабриолеты и родстеры премиум-класса — BMW 6 Series Cabrio (от 4 235 тыс. руб.)
- Универсал повышенной проходимости — Volvo XC70 Cross Country (от 1 600 тыс. руб.)
- Легкий внедорожник — Nissan Qashqai (от 597,4 тыс. руб.)
- Средний внедорожник — BMW X5 (от 2 340 тыс. руб.)
- Тяжелый внедорожник — Range Rover Sport (от 2 200 тыс. руб.)
- Пикап — Nissan Navara (от 996 тыс. руб.)
- Мини-вэн — Ford S-MAX (от 590 тыс. руб.)
- Малый коммерческий автомобиль — Volkswagen Caddy (от 638 тыс. руб.)
- Новинка года — Ford Mondeo (от 623,9 тыс. руб.)