Казалось, светлые времена счастья от покупки дефицита втридорого канули в лету, но нет. Автомобильный рынок России – предсказуем, все предпочтения – известны, но самые востребованные новинки приходится ждать по нескольку месяцев. Если вы положили глаз на Mitsubishi Lancer, Honda Civic, Mazda 3 или CX-7, Toyota Corolla, Ford Focus – будете ждать машину от 3 до 9 месяцев в зависимости от комплектации. А если замахнетесь на гиперпопулярный Nissan Qashkai, то ждать вам его дольше, чем слону потомства. Это касается в равной степени как Москвы и области, где продается почти треть всех новых автомобилей, так и регионов страны. Во время стояния в очереди вам уже и сама мысль об этой машине может надоесть, или из-за необходимости на чем-то ездить вы возьмете то, что есть в наличии. А очередь, чтобы не «пропала», можно продать. И не дешево, причем это уже стало частью индустрии автобизнеса. Сделать это можно через автофорумы в Интернете, по объявлениям, появились даже специализированные сайты. На одном из них сегодня, 17 апреля, прочел объявление:
«Продам очередь на Форд Фокус NEW рестайлинг 2008. Приходит в конце июня. Салон - …, Москва. Возможность переоформления обговорена с менеджером салона. Продаю т. к. уже купил другой автомобиль… Стоимость машины 555 т. р. Внесена предоплата 12 т. р. Стоимость очереди - 15 т. р. + 12 т. р. - предоплата, которая идет в счет автомобиля».
Вчера там же предлагали купить:
«…автомобильную очередь на автомобиль марки Mitsubishi Pajero 2008 года выпуска, цвет золото, 3.2-дизель, 16 апреля выход из Финляндии в Санкт-Петербург» и
«…очередь на новую MAZDA 6, 2008 г. в., 1,8 Touring, седан, цвет серебристый металлик. Авто будет в Москве в конце мая - начале июня».
Как появляется «хвост»
Раньше, чтобы купить автомобиль, нужно было иметь деньги. Теперь – терпение (деньги банк даст). Вот три главные причины, из-за которых так лихорадит авторынок.
1. У людей появились деньги
- в том числе кредитные: процентные ставки день ото дня уменьшаются, льготные программы увеличиваются;
- денег, которые откладывали на квартиру, теперь не хватает и на комнату, и люди тратят их на новую машину;
- просто улучшилось благосостояние россиян (по данным Росстата доходы за первое полугодие этого года увеличились на 10,5% по сравнению с этим же периодом 2005 года).
2. Растут корпоративные продажи
Дилерам, конечно, выгоднее втюхнуть в одни руки сразу десяток авто, чем париться с каждым покупателем. Например, в крупнейшей компании SOKIA еще несколько лет назад ни один дилер не занимался корпоративными программами. А сегодня доля таких продаж превысила 50%. Именно на такие сделки приходятся машины средней ценовой категории: Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Renault и т.д.
3. Очереди создают искусственно
Причем «мутят» как продавцы, так и покупатели. Первые предлагают немного доплатить, и тогда «утром деньги – вечером стулья». Вторые занимают очередь, а ближе к назначенному сроку сдают свое место нетерпеливому покупателю за наличные. Бывает, что один человек становится сразу в несколько очередей.
Другая ситуация: человек внес залог, но со временем поменялись предпочтения или жизненные обстоятельства. Продав свое место, он возвращает не только залог, и деньги сверх этого.
Какой есть выход?
К сожалению, выбор у покупателей невелик:
1. Соглашаться платить отказникам. В этом случае помимо лишней доплаты есть еще один минус: доставшаяся вам машина может оказаться совсем не такой, о которой мечтали.
2. Брать машину, на которую очереди нет. А это чаще авто китайского производства, либо машины базовой комплектации (как правило, с минимум опций).
3. Что еще влияет на появление очереди?
ЦВЕТ. Самые любимые россиянами цвета - черный или серебристый, поэтому автосалоны предпочитают заказывать авто этой палитры. Если же вы мечтаете о машине, например, оранжевой или сиреневой, шансов, что она окажется в Москве, минимальны. Придется оформлять заказ и ждать.
НОВИНКИ. На машины последнего поколения очереди всегда длиннее. Например, в официальном дилере Honda Авитус Авто заявили, что Civic 5-дверный ждать придется целый год.
КОМПЛЕКТАЦИЯ. Как правило, чем опций больше, тем дольше ожидание. Хотя иногда бывает противоположная ситуация: например, по словам менеджера Major Александра Кулакова, машины Ford европейской сборки богаче опциями и, соответственно, дороже. Из-за этого очередь на них на несколько месяцев меньше, чем на Ford… российской сборки.
Раньше желающих заработать на дефиците называли «спекулянтами». Насколько причастны к ажиотажу на автомобили и продаже очередей сами работники автосалонов, остается загадкой.