В начале года заработали еще два новых автозавода: российские Toyota и Volkswagen уже в продаже. Кто еще из автогигантов откроет производство в России? Станут ли новые русские иномарки дешевле? Европа пришла первой
Одним из первых среди иностранцев завод в России построил французский Renault, наладивший на территории обанкротившегося АЗЛК производство Renault Logan. Бюджетные седаны стоимостью от 300 тысяч рублей штампуют в три смены, и покупатели пока «сметают» их из автосалонов. Объем производства достиг 80 тысяч автомобилей в год. В ближайшее время французский автогигант намерен расширить модельный ряд Logan.
Также концерн Renault купил блокирующий пакет акций АвтоВАЗа. Здесь будут выпускаться обновленные модели «Лады» на французской платформе. Вполне возможно, будет разработана и новая модель. Кроме того, в Тольятти планируют выпуск Renault и Nissan, но информации о конкретных моделях пока нет.
Еще один представитель мирового автопрома — Ford — продолжает наполнять российский рынок «Фокусами», выпуская под Петербургом 100 тысяч автомобилей в год. Их стоимость на рынке сейчас от 400 тысяч рублей. Кроме того, на предприятии во Всеволожске обещают наладить сборку новых автомобилей Mondeo, которые должны составить конкуренцию японской Camry.
Volkswagen AG запустил производство в Калуге в конце прошлого года. Здесь собирают автомобили Volkswagen Passat и Jetta, а также Skoda Octavia и Skoda Octavia Tour (тот же бюджетный класс в пределах 300-400 тысяч рублей). В апреле с конвейера сошел десятитысячный Passat, а в планах завода увеличить объемы производства до 150 тысяч авто в год.
Строит свой завод в России и французский автоконцерн Peugeot Citroen, но о сроках начала производства пока не сообщается.
Универсальный Калининград
Калининградский «Автотор» собрал под своей крышей сразу несколько мировых брендов. Здесь занимаются сборкой седанов BMW 3 и 5 серий, а также нескольких моделей концерна General Motors: внедорожников Chevrolet TrailBlazer и Chevrolet Tahoe, внедорожников Hummer H2. Кроме того, собирают автомобили Cadillac CTS, SRX, STS, Escalade и Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica и Rezzo.
Помимо этого, «Автотор» производит сборку китайских грузовых автомобилей YUEJIN. А вот производство легковых «китайцев» Chery, несмотря на неплохой спрос на рынке, «Автотор» прекратил. Это связано с планами китайской компании построить в России собственный завод. Скорее всего, он разместится в Удмуртии.
В общей сложности калининградский завод собирает около 50 тысяч автомобилей в год. Небольшой объем объясняется прежде всего тем, что основная масса автомобилей, собираемых «Автотором», выбивается из бюджетного класса, а значит и спрос на них значительно ниже.
Хотя General Motors не делает ставку только на Калининград, компания в скором времени запускает свой завод по производству Chevrolet в Санкт-Петербурге. Уже в этом году в продажу поступят первые внедорожники Captiva стоимостью 650 тысяч рублей. Здесь же будет налажен серийный выпуск компактного внедорожника Opel Antara. Помимо этого, на предприятии General Motors планируется выпуск совершенно нового автомобиля сегмента C, однако более детальной информации об этой машине пока нет.
Русский Детройт
Вообще Санкт-Петербург становится центром автомобилестроения в России. Здесь уже несколько лет работает завод «Форд-Всеволожск», а в начале этого года началось производство Toyota, в скором времени запустится General Motors, строится Nissan, и пока еще в планах строительство заводов японского Suzuki и корейского Hyundai.
Первые Toyota российской сборки, которыми стали машины бизнес-класса Camry (стоимость от 709 тысяч рублей), поступили в продажу 31 марта. Пока завод в Шушарах планирует собирать около 20 тысяч автомобилей в год, но в дальнейшем модельный ряд будет расширен, а годовой объем производства должен вырасти в 10 раз.
Nissan начнет выпуск продукции в 2009 году. Завод будет выпускать модели Nissan Teana и Nissan X-Trail. Примерная их стоимость варьируется от 500 до 700 тысяч рублей. Планируемый объем производства — 50 тысяч автомобилей в год.
Что касается еще одного представителя Страны восходящего солнца Suzuki, то пока известно лишь о намерении построить завод. А вот закладка завода Hyundai состоится уже в июне 2008 года. Предприятие будет выпускать ежегодно около 100 тысяч авто. При этом в Таганроге уже собираются машины этой марки. ТагАЗ выпускает седан Accent, бизнес-седан Sonata, внедорожник Santa Fe и коммерческий грузовик Porter. Объем производства там составляет сейчас порядка 80 тысяч машин в год, а к 2009 году корейский концерн намерен увеличить объемы до 120 тысяч автомобилей. Целесообразность строительства нового завода в Санкт-Петербурге корейцы объясняют тем, что здесь будет налажен выпуск самых актуальных моделей концерна.
ГАЗы и ВАЗы уходят в прошлое
Похоже, отечественный автопром окончательно канул в лету, не устояв в конкурентной борьбе с мировыми автогигантами. Группа ГАЗ решила попрощаться с «Волгой» — ей на смену придет лицензионный Chrysler Sebring. Решение освоить именно эту модель кажется странным — на отечественном рынке оригинал американского происхождения никогда не пользовался особым спросом.
Еще один монстр российского автомобилестроения ИжАвто уже давно радует покупателей корейскими Kia. Здесь ведется сборка компактных седанов Spectra и Rio, а также средних внедорожников Sorento (ценовой диапазон от 250 до 350 тысяч рублей). Правда, на предприятии продолжается выпуск и отечественных моделей — универсала ВАЗ-2104 и фургона
ИЖ-27175, но объемы их производства малы. Против 70 тысяч «корейцев» всего лишь 30 тысяч ВАЗов и ИЖ.
Справедливости ради надо заметить, что подобная участь постигла и автозаводы бывших союзных республик. К примеру, знаменитый ЗАЗ в основном занимается сейчас сборкой широкого спектра иномарок, многие из которых идут на экспорт в Россию. Там выпускают Opel, Chery, Chevrolet, Sens, Tata, I-Van и даже Mercedes. Кстати, в Запорожье собирают и несколько моделей ВАЗа: 2107, 21093 и 21099.
А вот Узбекистан еще в середине 90-х построил совместное предприятие по производству корейских автомобилей марки Daewoo. Теперь «Уз-Дэу» выпускает 180 тысяч машин в год. Среди них популярные в России седаны Nexia и малолитражки Matiz, большая часть которых, собственно, и экспортируется к нам.
Цены уже снижаются
Когда автозаводы только начинали строиться, всех в первую очередь интересовал вопрос, будут ли новые русские иномарки дешевле. Аналитики в один голос говорили, что в условиях ажиотажного спроса смысла снижать цены нет. Однако на самом деле цены уже поползли вниз. Так, с выходом в свет российской Toyota Camry ее стоимость снизилась на 9%, а Volkswagen понизил цену на свои авто примерно на 7–8%. А значит, есть основания утверждать, что хотя бы на первоначальном этапе производства в России автопроизводители снизят цены на свою продукцию.
Автозаводам не хватит рабочих рук
Ведущие кадровые агентства, специализирующиеся на подборе персонала в автопромышленности, бьют тревогу. По их мнению, рост числа иностранных автомобильных заводов в России приведет к существенной проблеме — отсутствию кадров. В дефиците — технические специалисты, а также руководители среднего звена, непосредственно управляющие процессом производства.
Автомобильная география
Москва — Renault Logan
Калининград — BMW; Chevrolet; Cadillac, Hummer, Yuejin
Санкт-Петербург — Ford, Toyota, Chevrolet, Opel, Nissan, Suzuki, Hyundai
Н. Новгород — Chrysler Sebring
Ижевск — KIA, ВАЗ, ИЖ
Таганрог — Hyundai
Калуга — Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen
Тольятти — Lada, Nissan, Renault