Выяснение отношений между инспектором ГИБДД и автовладельцем давно стало притчей во языцех. Хамское поведение работников Госавтоинспекции также перестало кого-либо удивлять. Во многом, причиной тому является юридическая безграмотность водителей, которые просто не знают своих прав и обязанностей, "идя на поводу" у инспектора. Похоже, чиновники решили навести порядок на дорогах - МВД разработало документ, который четко регламентирует отношения Госавтоинспекции с водителями и пешеходами. Административный регламент - это новое слово в российском законодательстве. Такие регламенты с подачи министерства экономического развития разрабатывают все ведомства, чтобы упорядочить процедуру общения чиновников с гражданами.
На самом деле, похожий нормативно-правовой акт существует еще с 1999 года - это "Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ", где также был расписан порядок работы сотрудников ГИБДД. К сожалению, большой огласки этот документ не получил.
В новом регламенте будет досконально расписан порядок работы инспектора ДПС: как он должен общаться с водителями, действовать в случае нарушения ПДД или в случае аварии и в других ситуациях, которые могут образоваться на дороге. Правда, пока для ГАИ не прописаны временные рамки, ограничивающие ту или иную процедуру. Дорожная обстановка специфична и предугадать, какое время потребуется для оформления протокола или для совершения другой операции, практически невозможно.
Согласно новому регламенту, все подразделения ГАИ должны обзавестись своими страничками в Интернете, где будут размещены все необходимые сведения: адрес электронной почты, телефоны, справочные материалы. Кроме того, здесь четко расписан порядок работы сотрудников при ответе на телефонные звонки: "Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок. При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо..."
При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. "В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку".
При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник ДПС должен сообщить номер нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий.
Впервые в новом документе прописаны правила применения видеокамер и диктофонов: "Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом".
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Вообще "сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей".
Однако многочисленные споры вызвал вопрос о "засадах" на дороге. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Далее идут разъяснения, что патрульный автомобиль - это транспортное средство ГИБДД, на который нанесена специальная цветографическая схема, установлено стационарное устройство для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
Однако буквально в следующем пункте указано совершенно обратное: "контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме - с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля". Распознать их можно только по буквенному обозначению госномера, который вряд ли будут знать простые водители.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется инспектором в присутствии двух понятых. При этом должны быть использованы технические средства, которые обеспечивают запись результатов исследования на бумаге. Применять можно только приборы, утвержденные Росздравнадзором. Если у инспектора такой прибор отсутствует, то освидетельствование проводится на ближайшем посту ГИБДД. Если водителя потребуется отправить на медицинское освидетельствование, сотруднику ДПС потребуется пригласить двух понятых.
В регламенте также прописан порядок обжалования действий сотрудников ГАИ. Граждане смогут заявлять о нарушениях своих прав или противоправных решениях на интернет-сайте и по электронной почте МВД, ГУВД, УВД, однако сроки рассмотрения жалоб прописаны только для письменных обращений: 30 дней. Для всех остальных случаев они не установлены.
Это не полный список всех нововведений, которые могут вступить в силу в ближайшее время. Прежде чем утвердить регламент, в МВД решили провести его широкое обсуждение. В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения также готовятся еще несколько подобных документов, которые будут подробно расписывать такие процедуры как регистрация транспортных средств, техосмотр и экзамен на получение водительского удостоверения.