Город иномарок
Еще пять лет назад в Петербурге преобладали отечественные автомобили, теперь явно доминируют иномарки, причем уровень их продаж стабильно растет. Как же с течением времени меняется и структура автопарка в городе и стране.

Автомобили все заполонили
Начиная с 1995 года, уровень автомобилизации в нашей стране вырос почти в 2,5 раза: с 87 до 207 автомобилей на 1000 человек. Причем если в конце девяностых число авто увеличивалось примерно на 7–8% в год, то теперь оно ежегодно возрастает на все 20–30%, к тому же такая ситуация характерна для всех крупных городов страны, включая Петербург. Объяснение такого бурного роста простое: открытие автосборочных заводов на территории России, увеличение импорта иномарок, доступность автокредитов и рост доходов населения.
По данным ГИБДД, на начало 2008 года парк легковых автомобилей в городе на Неве насчитывает 1 миллион 284 тысячи 623 единицы, что почти на 120 тысяч больше, чем в прошлом году. Интересно, что, по данным социологов, рост числа машин, находящихся в личном пользовании, не приводит к пропорциональному росту числа машин на улицах города, так как характерной чертой нашего времени стало наличие в семье нескольких автомобилей. Согласно исследованиям компании «ГОРТИС», передвигаются по городу на личном или служебном автомобиле примерно 30% взрослого населения Санкт-Петербурга, что составляет около одного миллиона человек.
А как же патриотизм?
С ростом числа автомобилей меняется и структура автопарка. Отечественный автопром стремительно вытесняют с дорог иномарки. Так, если в 2004 году соотношение автомобилей иностранного и российского производства в Петербурге было 37% к 63%, то по итогам прошлого года иномарки составляли уже 46% от общего числа автомобилей. При этом средний уровень роста продаж иностранных автомобилей за последние три года составил в Питере примерно 36%.
Примечательно, что с каждым годом падает спрос не только на авто отечественного производства, но и на подержанные иномарки. По итогам 2007 года в Северной столице было продано около 200 тысяч автомобилей, из них 21% пришелся на российские машины, более 70% — на новые иномарки и лишь 7% — на бэушные.
Что касается возраста питерского автопарка, то, по данным опроса компании «ГОРТИС», в Петербурге насчитывается 32% автомобилей старше 7 лет, 38% машин в возрасте от 4 до 7 лет и 30% — до 3 лет. Отметим, что еще в 2006 году картина была совершенно другая: 56,9% составляли авто старше 10 лет, а доля машин в возрасте моложе 5 лет была всего лишь 17,3%.
Лидируют немцы
На «марочную» структуру автопарка накладывает свой отпечаток географическая близость Петербурга к европейским границам России. На питерских дорогах можно встретить практически любой автомобильный бренд — от Ferrari до ЗАЗа. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», в городе на Неве традиционно высок процент немецких автомобилей, однако это справедливо не столько для престижных Mercedes-Benz, BMW и Audi, сколько для более доступного Volkswagen, который по-прежнему является лидером по распространенности (примерно 70 тысяч автомобилей). Все ближе к нему подбирается Ford, во многом благодаря уже давно работающему под Петербургом заводу (около 65 тысяч авто), далее следует Opel (45 тысяч машин).
Отмечается и растущий интерес питерских автовладельцев к японским и корейским автомобилям: Toyota расположилась на четвертом месте в рейтинге распространенности, у Mitsubishi пятая позиция, Nissan на седьмом месте, а Hyundai — на десятом. Шестую строчку рейтинга занимает французский Renault. Что касается модельного ряда, то первые две строчки в рейтинге занимают среднеразмерные седаны и универсалы Volkswagen Passat, а также Volkswagen Golf. В тройку лидеров вошел и бестселлер российского рынка иномарок — Ford Focus. Четвертое, пятое и шестое место занимают Opel Vectra, Toyota Corolla и Mitsubishi Lancer.
Марочная структура отечественного автопарка Санкт-Петербурга выглядит на данный момент следующим образом: больше всего в Питере автомобилей LADA — 43% (от количества отечественных авто), доля вазовской «классики» составляет 23,9% парка, семейство «Самара» занимает 11,8%, «десятое» семейство — 5,7%, а различные модификации «Нивы» — 1,6%.
СПРАВКА
Иномарки бьют рекорды
Продажи иномарок в России за I квартал 2008 года выросли на 54% — с 295 тысяч до 454 тысяч машин по сравнению с тем же периодом 2007 года. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, лидерство по продажам за Chevrolet: реализовано 58,5 тысяч автомобилей. На втором месте находится Hyundai с 44 тысячами, на третьем — Ford с 41,5 тысячей проданных машин, и на четвертом — Nissan, чьи продажи подскочили в 2 раза — до 37,2 тысячи. Самой продаваемой в России иномаркой остается Ford Focus — продано 20,1 тысячи автомобилей (на 3% меньше, чем годом ранее).
ФАКТ
Женщины рулят
Примечательно, что меняется не только структура автопарка Петербурга, но и его водительский состав. Так, по сравнению с 2001 годом увеличилось число более молодых водителей, кроме того, водительское мастерство осваивает все больше женщин.
Источник: МК в Питере
|