Российские автомобили XXI векаНесмотря на то что за последнее десятилетие российский автопром
прирастал в основном за счет сборки импортных авто, отечественный
автопром все же худо-бедно продолжал существовать. Основные вехи его
развития (или деградации?) можно посчитать по пальцам.
Начнем с Нижнего Новгорода. Здесь когда-то выпускался "советский
"мерседес” – чиновническая "Волга”, не брезговали ею и спортсмены, и
артисты, и даже бароны преступного мира. Ныне желающие могут приобрести
себе настоящий Mercedes. А что "Волга”? Ее на протяжении последних лет
модернизировали, модернизировали и, видимо, "домодернизировали”
окончательно: на российских дорогах она еще встречается, а вот на
заводском конвейере найти ее можно с большим трудом.
Ситуация
с забытой мечтой всех советских автолюбителей так толком и не понятна.
На ГАЗе еще в прошлом году заявляли, что, скорее всего, выпуск
классических "Волг” будет прекращен. Потом поправляли сами себя, и, как
заявил год назад Сергей Занозин, глава правления группы ГАЗ:
"Количество почитателей "Волги” как автореликвии растет”. В общем,
официально "Волга” ныне производится (модель ГАЗ-31105 и ее
модификации, а также ГАЗ-3102) малыми партиями "под заказ клиентов”.
Был у ГАЗа и свой громкий проект: Volga Siber. Уж сколько было
восторгов по этому поводу. Несколько лет морем везли в Нижний целый
автозавод из самой Америки, закапывались в документации и монтировали
его на российской земле. Готовую машину "принимал” сам премьер Путин.
Но чуда не призошло. За десять месяцев текущего года была произведена
капля – всего 1,5 тыс. автомобилей, причем подавляющее большинство – по
госзаказу. Главный покупатель – народ – в "новую "Волгу” не поверил,
как не верит в большинстве своем в российский автопром в целом.
Собственно, не верят в Siber теперь уж и на самом ГАЗе: производство
авто должно было быть свернуто, когда Сбербанк купит для Нижнего целый
Opel. Однако "сделка века” сорвалась, и решено потихоньку производить
Volga Siber "в соответствии с требованиями рынка”.
Все российские модели XXI века
2000 – ГАЗ-3111
2002 – снята с производства модель ГАЗ-3111
2004 – UAZ Hunter (модернизация УАЗ-469)
2004 – Lada Kalina седан
2004 – ГАЗ-31105 (модернизация ГАЗ-3110)
2005 – UAZ Patriot
2006 – Lada Kalina хэтчбек
2007 – Lada Priora седан (модернизация ВАЗ-2110)
2007 – Lada Kalina универсал
2008 – Lada Priora хэтчбек
2008 – Volga Siber
2008 – UAZ Pickup
2009 – снята с производства "Ока”
2009 – Lada Priora универсал
Ситуацию с газовскими легковушками скрашивает разве что положение
дел в сегменте коммерческих авто. Хотя и здесь не обходится без
традиционной для наших автопроизводителей путаницы. Не так давно на
ГАЗе собирались снять с конвейера старушку "Газель”, которая верой и
правдой служит отечеству с 1994 года. Ее ругали, ей были недовольны, но
на ней ездили и ездят. Заводчане собирались заменить ее на более
современную модель (правда, не уточнялось какую). Однако недавно все
тот же господин Занозин сообщил журналистам, что грузовичок и
производные от него модели хоронить рано. На заводе провели
модернизацию автомобиля, обнаружили и устранили в нем 120 недостатков,
и с февраля 2010 года новая "Газель”, которая, естественно, "только
внешне будет похожа на предшественницу”, пойдет в серию.
Главным событием российского автопрома за минувшие десять лет,
стало, конечно, освоение выпуска новых моделей автомобилей на АвтоВАЗе.
В 2004 году с конвейера сошли первые седаны Lada Kalina (разработка их
началась еще в 1993 году). В 2006-м появился хэтчбек. Следующий, 2007
год был ознаменован началом производства этих машин с новым двигателем
(16-клапанным, объемом 1,4 л) и с АБС. В этом же году увидел свет
универсал. С середины 2008 года выпускается также хэтчбек Lada Kalina
Sport. Интересный факт – автомобили Lada Kalina, которые поставляются в
Финляндию, имеют экспортное название Lada 119, поскольку слово Kalina
на финском языке обозначает "стук”, "треск”, "грохот” и "дребезжание”.
В 2007 году премьер-министр (тогда еще президент) Путин разогнался на
Lada Kalina, по его собственным словам, до 120 км/ч. Дело было на
испытательном треке завода.
В 2007 году с конвейера сошли и первые седаны Lada Priora. В отличие
от Kalina, которая хоть и очень долго разрабатывалась, но все же стала
абсолютно новой моделью, Priora – это модернизированная "десятка”
ВАЗ-2110. Хэтчбек Priora пошел в серию в 2008-м, а универсал – в мае
2009 года. Есть еще модель Priora CNG – автомобиль, способный
использовать в качестве топлива природный газ (бензин тоже, но как
вспомогательное топливо). Но она пока не выпускается серийно.
Кроме новинок АвтоВАЗ продолжал и продолжает производить модели
"старшего” поколения: Lada 110, Lada Samara, Lada 4×4 ("Нива”) и даже
"пятерку” с "семеркой”. В этом году с конвейера в Тольятти сходит на
65% автомобилей меньше, чем а прошлом. Сколько еще протянет убыточный
завод – черная дыра в российском бюджете – вот, пожалуй, главный вопрос
наших дней. Есть мнение, что даже приход Renault вряд ли сможет помочь
заводу.
В августе 2005 года новой моделью обзавелся Ульяновский завод. Это
событие совсем из ряда вон выходящее, потому как новых моделей УАЗ не
видел уже несколько десятков лет. УАЗ-469 (он же Hunter с 2004 года)
был разработан в 1964-м (45 лет назад), а в серию пошел только в
1972-м. С тех пор ни одна из многочисленных разработок ульяновских
инженеров до конвейера так и не дошла. И вот только теперь у нас есть
UAZ Patriot (модель 3163) – тот самый танк, который не боится грязи.
Уже под управлением группы Sollers в 2008-м страна получила в свое
распоряжение коммерческий пикап UAZ Cargo на базе модели 3163, с
удлиненной до 3000 мм колесной базой, короткой двухместной кабиной и
трехбортовой платформой. UAZ Pickup со сдвоенной кабиной тоже увидел
свет в 2008 году.
В Набережных Челнах продолжают выпускать грузовики. По-настоящему
новая кабина для них появилась в 2009, но не это главное для завода и
для страны. Начиная с 2000 года команда «КАМАЗ-Мастер» 7 раз выигрывала
«Ралли Дакар»! КАМАЗ даже может продать всем желающим спортивный
грузовик (КАМАЗ 4911) из своего длинного модельного ряда.
С городом Набережные Челны неизменно ассоциируются не только
грузовики КАМАЗ, но и малютка «Ока» - легковой автомобиль класса «А»
(миниавто). Машина производилась здесь (а также на заводе в Серпухове)
до 2005 года. В 2006-м КАМАЗ прекратил выпуск микролитражки «Ока» -
простой доступной машины — одного из самых дешевых автомобилей в мире.
Производство сфокусировали в Московской области, где авто выпускалось с
китайским 3-цилиндровым инжекторным двигателем объемом один литр.
Однако с января 2009 года СеАЗ остановил производство «Оки» в связи с
ее нерентабельностью. Возобновление выпуска единственного
отечественного микролитражного автомобиля не планируется.
Завод имени Лихачева в Москве пока жив, хотя слухи о его смерти
курсировали на протяжении всего прошедшего десятилетия. ЗИЛовские
«Бычки» (модель 5301) – малотоннажные грузовики которые начали
производить еще в 1994 году, явно не выдержали конкуренцию с ГАЗелью и
Валдаем ГАЗ 3310. Тоже самое можно сказать о малых- и микроавтобусах и
некоторых других авто на базе «Бычка». Прибавьте сюда еще заграничных
конкурентов… С 2005 года планируется и постоянно переносится запуск в
серию нового семейства небольших грузовиков «Тапир». Сегодня конвейер
ЗИЛа работает три дня в неделю. По данным "АСМ-Холдинга", за девять
месяцев этого года на ЗИЛе было выпущено всего 1287 грузовых машин. В
апреле 2009 года было подписано соглашение между Минским автозаводом и
ЗИЛом о начале в 2010-м сборки на московских мощностях грузовиков МАЗ.
А еще этой осенью московское правительство привозило на ЗИЛ делегацию
Porsche Engineering – инжинирингового подразделения Porsche. Увы,
собирать на ЗИЛе Porsche никто не собирается (а жаль – было бы
интересно!). «Porsche лишь посмотрит, чем компания могла бы помочь ЗИЛу
в области инжиниринга, разработки узлов или агрегатов» – сообщают в
московском правительстве.
Источник: autonews.ru
|