Пресытившись стандартными турпоездками, многие петербуржцы открывают для себя новый вид туризма — автомобильный. Проехать по чужой стране на машине — значит увидеть ее изнутри. Самое доступное заграничное автотурне для петербуржцев — по Европе.
Чужие правила
Выбор маршрутов для путешествия по европейским просторам неограничен. Главное — изначально продумать оптимальный маршрут движения. Все зависит от того, какие именно страны и достопримечательности вы хотите посетить. Обязательно нужно продумать вопрос ночлега. Желательно заранее через Интернет забронировать места в придорожных отелях или кемпингах. Стоимость такого ночлега обойдется вам в среднем в 35–50 евро в сутки. Также необходимо прикинуть общий километраж поездки, выяснить, где путь пролегает по платным магистралям, а где — по бесплатным.
При этом учтите, что цены за пользование платными дорогами везде разные. Так, в Италии, Франции и Испании действует покилометровая система оплаты, и один проезд по платной автостраде обходится в среднем от 1,5 до 6 евро. В Австрии, Швейцарии, Чехии и Словакии, заплатив один раз от 5 до 50 евро, можно ездить по всей стране от 15 дней до года — в зависимости от стоимости проездного билета.
Чтобы не возникло проблем на таможне, стоит ознакомиться и с таможенными правилами стран, которые вы собираетесь посетить. К примеру, по всей Европе ограничен вывоз лекарств — не более одной упаковки каждого наименования. Рыбы и ракообразных можно вывозить не более 5 кг, а черной икры — всего 280 г на человека.
Зато никаких особенных экологических требований к легковым автомобилям, выезжающим из России, Европа не предъявляет. Ехать за рубеж можно на любом исправном и не коптящем как паровоз автомобиле как отечественного, так и импортного производства.
Про 92-й бензин забудьте
Еще один важный нюанс, который следует учесть: стоимость бензина. Каким бы высоким нам ни казался ценник на российских АЗС, в Европе он значительно выше. В среднем по Европе цена бензина Super
(Аи-95) составляет 1,1–1,5 евро за литр. Про аналог нашего Аи-92, путешествуя по европейским странам, придется забыть, так как теоретически он должен быть, потому что его никто не запрещал, но в реальности его практически никто не продает.
Зато с дизельным топливом в Европе никаких проблем нет. Европейцы в большинстве своем предпочитают именно дизельные автомобили. Но и здесь надо быть внимательным: помимо обычной солярки, которая продается в среднем по 0,8 евро за литр, на европейских АЗС попадается еще и дизтопливо, произведенное на основе рапсового масла. Такое биотопливо немного дешевле нефтепродукта, но специалисты утверждают, что для использования альтернативного топлива необходима доводка двигателя, иначе машина может встать на дороге, и минимальный ущерб в этом случае будет порядка 100 евро — расходы на промывку топливной системы, включая бак.
Кстати, и сам процесс заправки может быть сопряжен с некоторыми сложностями. В европейских странах в вечернее время на бензоколонках нет людей, и местное население в этом случае пользуется автоматическими заправками с оплатой карточками или наличностью. Для оплаты топлива на таких бензоколонках подходят не все карточки, да и переключиться на русский язык в аппарате иногда сложно без посторонней помощи, поэтому старайтесь заправляться днем.
Колеса в аренду
Если вас пугают все эти технические сложности или вы не уверены в том, что ваше авто осилит маршрут, можно отправиться в автотурне на арендованном автомобиле. В среднем стоимость проката автомобиля в Европе — примерно от 40 до 200 евро в сутки, в зависимости от класса автомобиля. При этом в стоимость аренды уже включены неограниченный пробег, все необходимые налоги, сборы и страховки (в том числе страхование гражданской ответственности, на случай ДТП и от угона). Кроме того, вы вполне можете взять в аренду автомобиль в одной стране, а сдать его в другой. Правда, за подобную услугу придется доплатить еще 30–40 евро, плюс 20 евро — если вы желаете оформить аренду на двух водителей.
Для того, чтобы взять авто на прокат, вам необходимо:
— быть старше 21 года и обладать стажем вождения не менее года;
— иметь водительское удостоверение;
— загранпаспорт;
— и в обязательном порядке кредитную карту.
Важно, что все перечисленные документы должны быть оформлены на одно лицо. То есть, если вы планируете путешествовать всей семьей и у мужа есть только права, но нет кредитной карты, а у жены наоборот, — машину в аренду вам не дадут.
Следите за скоростью
Не забывайте и об особенностях езды в тех странах, куда вы собираетесь отправиться. Выезжая на просторы Европы, многие впадают в эйфорию от ровных дорог и начинают давить на газ. А между тем на европейских трассах развешаны фото- и видеокамеры, а в Скандинавии еще и регулярно попадаются дорожные патрули, притаившиеся в засаде. В Германии, к примеру, ситуация усугубляется еще и тем, что бюргеры считают своим гражданским долгом позвонить в полицию и рассказать о том, что такая-то машина нарушила ПДД.
Это у нас практически нет разницы в скорости — что 60, что 80 километров в час, — а в Европе, если полицейские докажут, что вы двигались на 20 км/ч быстрее установленного лимита, придется облегчить свой кошелек на сумму от 50 евро в зависимости от тарифов, принятых в стране пребывания. А в некоторых странах существует еще и суточный скоростной режим. В Австрии, например, в период с 22 часов до 5 утра максимальная скорость на автобанах не должна превышать 110 км/ч, в то время как днем скоростной лимит — 130 км/ч.
Намного проще в Восточной Европе. Поляки и чехи сами любят быструю езду, так что всегда есть за кем пристроиться. Камер слежения в этих странах пока мало, а за дорогой наблюдают обычные патрульные машины. Кстати, поляки всегда предупреждают о засадах двойным миганием дальнего света. И еще. Если вы уступили дорогу обгоняющему автомобилю, не стоит жать на тормоза, увидев у идущей впереди машины включенную «аварийку», — во многих странах Европы это всего лишь знак благодарности.
Справка
Помимо стандартного набора документов на машину, за границей вам также понадобятся:
— Загранпаспорт.
— Виза (помните, что в странах Евросоюза необходимо иметь визу той страны, в которой вы пробудете дольше всего. Виза страны, через которую вы едете транзитом, в большинстве случаев не требуется).
— Заполненная таможенная декларация на вывоз наличной валюты от 1500 до
10 000 долларов (намного проще завести пластиковую карту, которую не нужно декларировать).
— Водительское удостоверение, желательно (но необязательно!) международного образца.
— Автостраховка «Грин Кард» (Приобрести ее можно и в Петербурге. Стоимость сроком до двух недель в среднем составляет от 20 до 40 долларов, а на месяц обойдется уже в 70 долларов. Чтобы сэкономить, можно приобрести страховку непосредственно на границе: там она стоит почти в два раза меньше. А вот за покупку «Грин Кард» в Европе, вы заплатите уже от 110 евро).
Лихачить накладно!
Превышение скоростного лимита в Европе карается довольно строго:
— В Бельгии лишние 20 км/ч обойдутся примерно в 140 евро.
— Во Франции — около 90 евро.
— В Нидерландах — в 60 евро.
— В Люксембурге — в 50 евро.
— А в Финляндии размер штрафа зависит от уровня ваших доходов.
Выписанный в случае нарушения штраф оплачивается на месте. Если нет необходимой наличности, можно отделаться поездкой до ближайшего банкомата в сопровождении офицера полиции. Если и на карточке денег не окажется, машину арестуют и отвезут на штрафную стоянку, а вас задержат.
Вокруг Европы за 30 дней
Автомобильное путешествие вдоль береговой линии Европы может занять у вас всего 30 дней. Примерное расстояние от самой северной точки континентальной Европы — норвежского мыса Nordkapp — до самой южной — испанского мыса Tarifa — составляет примерно 7000 километров. Таким образом, если ежедневно преодолевать за рулем по 250 км, то вполне можно объехать все европейское побережье и даже уложиться в рамки стандартного отпуска!