Чтобы перестать быть пешеходом, достаточно выбрать машину, выучить правила дорожного движения, разобраться в основах механики и сесть за руль. Чтобы быть водителем, нужно ориентироваться в том, что происходит на дороге. Понимание ее законов к кому-то приходит с годами, к кому-то – интуитивно, но единым для всех остается «язык дороги». Он складывается из негласных законов, полезных мелочей, выводов, сделанных благодаря «нештатным» ситуациям, – и когда вы не можете найти ответ, дорога сама его вам «подсказывает». Нужно только научиться понимать, следовать правилам и вести себя по-джентльменски.
Световое «общение» и звуковые сигналы
«Если вас пропустили, моргните аварийкой, что в данном случае будет обозначать «спасибо», – рассказывает победитель акции «Законы дороги» компании ТНК Аркадий Винокуров, – а если вы случайно кого-то «подрезали», моргните аварийной сигнализацией, что обозначает извинение. Если на встречной полосе вы заметили препятствие, которое может привести к дорожно-транспортному происшествию, переключая ближний свет на дальний, вы предупредите водителей, движущихся вам навстречу, о необходимости снизить скорость. Также просто предупредить соседа по дороге об открытой двери или спущенном колесе: поравняйтесь с автомобилем, посигнальте и укажите на поломку жестом руки».
Вот еще несколько правил обращения со светом и сигналом на дороге.
- Если вы движетесь в крайнем левом ряду, и вам моргают фарами сзади идущие автомобили, по возможности перестройтесь в правый ряд.
- Всегда включайте указатели поворота при совершении маневра: обгон, перестроение в другой ряд, поворот и тому подобное – даже если вам кажется, что на дороге позади вас никого нет. Совершение маневров без использования указателей поворота выражает неуважение к другим участникам дорожного движения и, кроме того, провоцирует ДТП. Например, вы можете не заметить автомобиль, находящийся в «мертвой зоне» и, «подрезав» его, создадите аварийную ситуацию. Кроме того, не забывайте, что пешеходы и велосипедисты тоже ориентируются на дороге по вашим поворотникам!
- Звуковой сигнал подавайте только тогда, когда это помогает предотвратить аварийную ситуацию.
Например:неожиданное появление пешехода на близком расстоянии от вашего автомобиля – в этом случае вы непременно обязаны применить сигнал;
для предупреждения других участников движения о возможном наезде на них или столкновении.
- Никогда не следует сигналить, чтобы вызвать кого-то из дома; требовать, чтобы открыли ворота, или ускорить движение другого участника движения, если он задерживается при выполнении маневра.
- При быстрой езде, движении утром или вечером, а также по горным дорогам, когда солнце светит вам в спину, включите ближний свет фар. Это поможет идентифицировать ваш автомобиль на дороге.
И еще про свет и фары
- В пробке сильно не разгоняйтесь. Даже если впередистоящий автомобиль начал интенсивно набирать скорость, в ближайшее время он остановится, а вы можете не успеть. Именно так происходит 90% аварий в пробках.
- Не выезжайте на перекресток, забитый автомобилями, или за которым образовалась пробка. Вам не удастся его пересечь быстрее, чем хотелось бы, но вы перекроете движение остальному транспорту.
- В пробке всегда кажется, что в соседних рядах движение идет быстрее. Такое представление в 90% случаев ошибочно. Не съезжайте без надобности со своей полосы – это только создаст дополнительную суету на дороге.
- Если в плотный поток автомобилей пытается вклиниться машина, выезжающая, к примеру, из двора, со стоянки или парковки супермаркета, притормозите и пропустите ее. Чтобы водитель правильно понял ваши намерения, покажите ему рукой, что вы его пропускаете.
- Включайте ближний свет еще до наступления ночи. Опасным для себя и других становится тот, кто едет в сумерках в неосвещенном автомобиле. Ночью, когда на встречной машине различаешь свет от обеих фар, до нее остается 300-400 метров.
- Не слепите водителей в зеркала заднего видения: выключайте дальний свет, когда «садитесь на хвост» впереди идущему автомобилю. Истинные джентльмены в таких случаях ставят регулятор (гидрокорректор) на 3 (то есть максимально опускают вниз лучи света).
- Если на трассе в темное время суток вы видите, что автомобиль, который движется по встречной полосе, не выключает дальний свет фар, помигайте ему несколько раз, переключая дальний и ближний свет, возможно, водитель потерял бдительность.
- Если в темное время суток за вами движется автомобиль с неотрегулированным ближним светом фар или забывчивый водитель едет с включенным дальним, любитель ксенона, не предусмотренного конструкцией автомобиля, и слепит вас в зеркала заднего вида – просигнализируйте ему задними противотуманными фонарями или аварийной сигнализацией о необходимости переключить дальний свет на ближний.
При выполнении обгона в темное время суток не включайте дальний свет фар до того момента, пока ваш автомобиль не поравняется с автомобилем, который вы обгоняете. Даже если вы и идущий вам навстречу автомобиль переключились на ближний свет, на узкой дороге короткого ослепления все равно не избежать. Долю мгновения вы едете вслепую. Поэтому перед разъездом перенесите ногу с акселератора на тормоз – такая мера при внезапной опасности уменьшит время реакции на торможение. Кроме того, в момент встречи стоит держаться справа, чтобы снизить вероятность случайного столкновения.
- Подъезжая к подъему, помните, что если на его вершине появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближним светом (правильно отрегулированные фары светят чуть вниз). Будьте к этому готовы. И перед спуском помните, что вы аналогичным образом слепите других водителей.
- Особое внимание в темное время суток следует уделять чистоте ветрового стекла. Раз в месяц мойте его с обеих сторон до хрустальной чистоты. Масляные разводы и легкий налет грязи, абсолютно невидимые днем, ночью преломляют свет встречных автомобилей в слепящие «туманности» – иногда до полной потери видимости.
- Если вас ослепило встречное транспортное средство, вам необходимо, не меняя направления движения (рядности), плавно притормозить и включить аварийную сигнализацию.
- Включайте противотуманные фонари только при наступлении тумана. Свет мощных противотуманок ослепляет встречные автомобили порой больше, чем свет дальних фар.
Принципы безопасного движения
На дорогах можно встретить всякую ситуацию – и хамство, и вежливость. Однако замечено, что агрессия и хамство порождает адекватный ответ. То же самое и с вежливостью. Если участник движения ведет себя как джентльмен, то и окружающие его водители начинают относиться с уважением друг к другу. Ситуация на дороге становится более спокойной.
«Действия любого водителя должны быть понятны и предсказуемы для окружающих, – говорит водитель с 20-летним стажем Эдуард Гусев. – Безукоризненное поведение – наилучший способ избежать стрессовых ситуаций на дороге».
«Самая безопасная скорость движения автомобиля – это скорость движения потока, – делится опытом Эдуард. – Всегда старайтесь выехать из дома на 15 минут раньше, чем обычно. Это позволит вам гораздо меньше суетиться на дороге. Ведь именно суета часто становится основной причиной большинства ДТП».
- Если вы устали, то лучше отказаться от поездки и как следует отдохнуть. В случаях, когда обстоятельства зовут в путь немедленно, а за рулем вы почувствовали сонливость, не пытайтесь ее перебороть, а остановитесь в безопасном месте (желательно на стоянке по пути следования) и постарайтесь поспать не менее двух часов. Помните, что ничего не стоит уснуть за рулем уставшему водителю: такой «сон» может продолжаться всего пару секунд, но он часто становится фатальным. Также перед поездкой желательно отказаться от принятия пищи, переваривание которой неизбежно вызывает сонливость.
- Если вы долго не сидели за рулем, вы теряете навыки, например, чувство габаритов автомобиля, безопасной дистанции и информативность педалей. Для восстановления ощущений необходимо быть предельно осторожными в первые 3-4 часа движения.
Немного про обгон
Обгон – сложный маневр. Поэтому, начиная совершать обгон, просчитайте все свои действия вплоть до завершения маневра. Если вы не собираетесь обгонять автомобиль, не приближайтесь к нему слишком близко. Этим вы дадите другим машинам спокойно обогнать вас и впередиидущий автомобиль.
- При завершении обгона не притормаживайте перед тем автомобилем, который обогнали.
- Если впередиидущая машина пошла на обгон, не спешите занимать ее место. В случае, если водитель не успеет завершить маневр, он может вернуться назад.
- Не ускоряйтесь, когда вас обгоняют. Лучше оставьте впереди себя место для автомобиля, совершающего обгон.
И про блондинок
Стражи порядка Красноярска подошли к решению проблемы увеличения нарушений ПДД женщинами очень творчески и придумали ряд правил специально для них. Оформили все это в небольшую брошюрку в розовой обложке и теперь раздают прекрасным водительницам. Реакция самая разная. Кто-то возмущается, что это половая дискриминация, а кто-то считает, что подобные правила – вещь очень нужная, правда, не для них, а для других леди. Многие уже окрестили новшество «Правила для блондинок».
Вот и некоторые положения из «Правил дорожного движения для истинной леди»:
1. Истинная леди всегда остановится у знака «Уступите дорогу», даже если уступать придется мужчине.
2. Истинная леди никогда не будет разговаривать за рулем по сотовому телефону без специального технического устройства, даже если ей очень хочется узнать о последней распродаже или скидках в салоне.
3. Истинная леди, находясь за рулем своего автомобиля, никогда не кокетничает с мужчинами, не отвлекается на оценку внешнего вида прохожих, так как считает подобное поведение признаком дурного тона.
Источник: 116auto.ru