Эти советы предназначены тем, чей водительский стаж ограничивается пока одной-двумя тысячами километров. Полученные в автошколе первичные навыки езды подкреплены уже кое-каким опытом. Однако в нестандартной дорожной ситуации появляется состояние страха, нервозности. Как избавиться от неуверенности в себе? Вот что рекомендуют специалисты. Как правильно настроить зеркала заднего вида?
Прежде всего, взгляд с водительского места в боковое зеркало должен обязательно обеспечить видимость боковины собственного автомобиля, чтобы иметь четкую привязку других участников движения относительно вашей машины. Но это отражение должно занимать в зеркале не более 2 см, иначе угол обзора получится очень ограниченным. Условная линия горизонта должна находиться чуть ниже середины зеркала. Салонное зеркало отрегулировано правильно, если его центр приблизительно совпадает с центром видимости в заднем стекле.
Для проверки настройки всех зеркал попросите кого-нибудь обойти автомобиль вокруг на расстоянии приблизительно двух метров, а сами сопровождайте такой обход взглядом в зеркала. Если отражение помощника, пропав в одном из боковых зеркал, сразу же появилось в салонном зеркале (и наоборот), настройки выполнены правильно. Таким же образом можно выяснить наличие «мёртвых зон», когда взгляд в зеркало не дает полной уверенности в отсутствии других участников движения сзади или сбоку. Для борьбы с «мёртвыми зонами» рекомендуется смотреть в зеркала, немного наклонив тело к рулевому колесу и тем самым увеличивая угол обзора.
За сколько метров до едущего впереди автомобиля нужно тормозить, если он начинает останавливаться?
Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое пояснение. Итак, в процессе снижения скорости до полной остановки выделяются несколько временных интервалов. Первый – это время реакции водителя от момента осознания необходимости остановиться до нажатия на педаль тормоза. У среднестатистического человека время реакции составляет от 3/4 до 1 сек. За это время автомобиль, который двигается со скоростью 90 км/час, проедет от 19 до 25 м.
Второй временной отрезок – период срабатывания тормозной системы. Его длительность во многом зависит от конструкции автомобиля, но в среднем за эти доли секунды автомобиль проезжает примерно 1–2 м. Третий отрезок – время непосредственного снижения скорости. Это тормозной путь. Уменьшая скорость с 90 до 0 км/час, автомобиль проезжает 70 м. Но это в среднем. На величину тормозного пути влияют дорожное покрытие, состояние колес, водительское мастерство, техническая исправность тормозной системы, конструкция, характеристики и загрузка автомобиля.
Теперь непосредственно ответ на поставленный вопрос. Как только загорелись тормозные сигналы у едущего впереди автомобиля, нужно сразу же перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Этим вы сократите время реакции. Кстати, чтобы предвидеть ситуацию, старайтесь смотреть не только на стоп-сигналы едущего непосредственно перед вами впереди авто, но и нескольких передних машин, и начинайте тормозить, когда загораются их стоп-сигналы.
Что делать, если автомобиль, меняя ряд, вытесняет вас с вашей полосы?
Если вы не уверены, что тот ряд, в который вас вытесняют, свободен, ни в коем случае не занимайте его. В такой ситуации самое правильное – снизить скорость и пропустить маневрирующий автомобиль, даже если его водитель ведет себя некорректно. Но подобная ситуация возникает не всегда по причине невоспитанности водителя. В такой машине может произойти поломка ходовой, рулевого управления, лопнуть колесо. И самому водителю просто может стать плохо. Все это стоит учесть, прежде чем нервничать из-за непредсказуемого перемещения другого автомобиля по полосам.
Как реагировать, если водитель сзади начинает тебе сигналить, требуя уступить дорогу, а отъехать в сторону нет возможности?
Если отъехать в сторону не представляется возможным, продолжайте движение по своей полосе. Но как только такая возможность появилась, лучше уступить дорогу. Если вам сигналят, не следует включать «аварийку», останавливаться или жестикулировать. На дороге главное – это культура вождения. У водителя, который просит его пропустить, действительно могут быть срочные дела – скажем, опаздывает на собственную свадьбу или жена рожает прямо в машине. Чтобы попусту не злиться на водителя, который вам сигналит, используйте простой прием: представьте, что за рулем того автомобиля человек, которого вы уважаете, – мать, отец, друг, начальник. Тогда гнев трансформируется в желание помочь, и ситуация быстро разрешится.
Как избежать ослепления светом встречных автомобилей?
Во-первых, старайтесь не смотреть на фары встречных автомобилей. Во-вторых, ориентируйте свой автомобиль, делая привязку к правой стороне проезжей части (обочине или линии разметки справа). В-третьих, если ослепление все-таки происходит – закройте левый глаз. Правый при этом подвергнется ослеплению. В соответствии с ПДД снижайте скорость, включайте «аварийку», причем не меняя направления движения, и останавливайтесь. Для чего закрывать левый глаз? Ослепленный зрачок будет восстанавливаться, то есть расширяться, 7–8 сек. Если второй глаз не ослеплен, то общее восстановление зрения происходит на 30–50% быстрее.
На какой скорости и передаче входить в поворот?
Повороты бывают очень разными по крутизне. Поэтому скорость и передачу нужно выбирать по ситуации. Общий принцип такой – чем круче поворот, тем ниже скорость и передача. Любой поворот можно условно разделить на три сектора. В первом, еще до того как вы начали крутить руль, нужно сбросить скорость (например, в городе при движении на четвертой передаче со скоростью 50 км/час – ориентировочно до 40 км/час) и включить пониженную передачу (третью). Во втором секторе, когда автомобиль проходит поворот, то есть руль находится в повернутом состоянии, двигайтесь на равномерной скорости. На выходе из поворота – в третьем секторе, когда руль крутится в обратную сторону, выпрямляя колеса, можно придать автомобилю ускорение до прежних 50 км/час.
Как узнать, насколько близко вы подъехали к бровке, не выходя при этом из машины?
Для тренировки примените такой простой прием. Подъедьте к тротуару, остановитесь и, сидя ровно, постарайтесь отметить, где часть бровки, которая видна в лобовое стекло, визуально пересекается с какой-либо частью автомобиля – например, с выступом дворника или изгибом капота. Затем выйдите из машины. Если стоите далеко, подъедьте ближе к тротуару и снова отметьте, насколько бровка «сместилась» относительно выбранного визуально элемента автомобиля. Запомните ту «точку соприкосновения», при которой машина стоит достаточно близко к бровке. И в следующий раз вы благодаря этой точке сможете остановиться на идеальном расстоянии от тротуара. Конечно, данное правило действует при условии, что бровка прямая, а вы ездите на одном и том же автомобиле.