1. Кузов Начинать осмотр понравившейся машины нужно, естественно, с кузова. Делать это лучше в ясную погоду. Предпочтение отдайте сухим и чистым автомобилям. Ведь если хозяин не удосужился вымыть авто перед продажей, то где гарантия, что он как следует ее обслуживал? Еще один повод отказаться от покупки — это наличие фаркопа (тягово-сцепного устройства). Когда машина регулярно таскает прицеп, ее двигатель и трансмиссия интенсивно изнашиваются. Следующий этап осмотра — проверка однородности окраски и равномерности зазоров между сопрягаемыми деталями. Смотреть на кузов нужно по касательной, чтобы одновременно видеть всю боковину. В этом случае волны шпаклевки и выправленные детали будут явно видны. Также нужно проверить однородность сварных швов и геометрию симметричных деталей. Например, если правый лонжерон гладкий и прямой, а левый — замятый или изогнутый, от такой машины придется отказаться.
2. Шасси
Забраковать машину во время осмотра шасси можно только по причине явного криминала. Например, если видны следы ремонта кузова или погнутые рычаги подвески. Последнее — способ привести в норму углы установки колес после серьезной аварии. В случае, когда вы заранее определились с моделью автомобиля, не поленитесь измерить расстояние между центрами стоек передней подвески заведомо небитой машины. Если у присмотренного вами экземпляра это расстояние отличается на 5 и более миллиметров, значит, геометрия его кузова была нарушена после сильного удара. Еще один признак битой машины — неравномерный износ протектора шин.
Также обязательными для осмотра элементами являются рулевая рейка и насос гидроусилителя руля на предмет течи. Это недешевые узлы, ремонт которых в случае неисправности сильно ударит по кошельку.
3. Салон
В салоне стоит приподнять коврики и осмотреть пол. Свежий антикор или мастика на кузове неновой машины — повод насторожиться. Вероятно, они призваны скрыть недавний ремонт. Если же под ковриками настоящее болото, то это указывает на проржавевшее днище.
Осмотрев пол, взгляните на кресла. Разболтанные и просаженные сидения, а также стертые до дыр накладки на педалях говорят об интенсивной эксплуатации автомобиля и его немаленьком пробеге. Если и с этим все нормально, то нужно проверить на предмет работоспособности все, что можно включить и открыть. Какой смысл, например, выбирать авто с кондиционером, если климатическая установка не работает? Тем более что механики при осмотре машины обратят внимание только на основные узлы и агрегаты. Все остальное придется проверить самому.
4. Мотор и трансмиссия
Открыв капот, сразу же осмотрите мотор на предмет подтеков масла и антифриза. Если хватает знаний, то отличить безобидную течь масла из-под клапанной крышки от течи из-под головки блока цилиндров не составит труда. Следующий шаг — проверка состояния масла и охлаждающей жидкости. Если в моторном масле наблюдаются следы вспененной желтоватой эмульсии, а в антифризе — маслянистых пятен, то можно закрывать капот и уходить. Такие признаки однозначно говорят о серьезном перегреве мотора.
Также не поленитесь открыть маслозаливную пробку. Черная смола под ней говорит о том, что в двигатель заливали самую дешевую «минералку» или хозяин машины нарвался на контрафакт и пытается продать кое-как восстановленную машину. В обоих случаях попытка залить качественное масло может закончиться капремонтом двигателя — поднявшиеся отложения запросто могут привести к масляному голоданию.
Что касается трансмиссии, то у передне- и полноприводных машин нужно осмотреть резиновые пыльники ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей). Если они в трещинах или, того хуже, порваны, то приводы в скором будущем потребуют замены. Если ШРУСы уже неисправны, при поворотах на малой скорости они производят характерный хруст.
Если в автомобиле вы не смогли обнаружить ничего криминального, то его можно смело везти в сервис для продолжения осмотра профессиональными механиками. Такой подход к делу поможет сэкономить немало времени и денег. Только перед тем, как отправиться в сервис, не забудьте сверить номера на кузове и двигателе с теми, что указаны в документах.