Автомобиль не создан для плавания. Но в дождливую пору иногда это с ним все-таки случается — очень неприятный сюрприз для водителя. Это называется аквапланированием. Чем оно опасно и как с ним бороться? Причины возникновения
Поведение автомобиля на дороге зависит от многих факторов. Одним из определяющих является сцепление шины с дорожным покрытием. Если между колесом и поверхностью дороги появляется вода, продавить ее до асфальта тяжело — чтобы шина могла зацепиться за дорогу, нужно выдавить воду из пятна контакта в разные стороны.
Если посмотреть на катящееся колесо сбоку, нетрудно заметить, что основная масса воды выдавливается вперед, так как шашечки протектора по очереди ложатся на асфальт и перекатываются по ходу движения колеса. Наступает момент, когда водяной вал впереди колеса не успевает стекать в стороны и оно начинает катиться по поверхности слоя воды. Вот это и есть аквапланирование. Торможение в такой ситуации не помогает, рулевое управление становится бессильным. Остается только ждать исхода или применять какие-то особые способы выхода из ситуации.
Важны «правильные» шины
Чтобы отвести водяной вал из-под колес, производители шин нарезают канавки вдоль и поперек протектора, и часть воды уходит в стороны через них. Даже такое простое решение помогает увеличить скорость движения на водной глади. Канавки должны быть определенной глубины и направляться таким образом, чтобы вода отводилась с максимально возможной скоростью. При неправильной установке хорошей дождевой шины можно получить обратный результат. Это случится, если шину с направленным рисунком протектора поставить «задом наперед»: вода не отводится из-под шины, а нагнетается под нее. Естественно, «всплывет» такая покрышка гораздо раньше.
Важно также состояние покрышек. Шина с изношенным протектором в луже «поплывет» гораздо раньше новой. Тестирование шин на аквапланирование на полигоне Nokian Tyres в Финляндии показало, что покрышка, изношенная почти наполовину (глубина протектора 4 мм), «всплывает» на скорости 60—65 км/час, в то время как такая же новая (глубина протектора 8 мм) на такой же машине — на скорости 85 км/час. На шинах с допустимой Правилами дорожного движения глубиной протектора в 1,6 мм вполне возможен переход на «глиссирование» при тех же 80—90 км/час, а в лужах — и на 60 км/час.
Безопасная скорость при проезде глубоких луж — величина индивидуальная для каждой модели шин и автомобиля. Она зависит не только от рисунка протектора и его глубины, но и от размера шины, а также нагрузки на колесо. Чем шире покрышка, тем раньше наступает аквапланирование. Следует помнить и об амортизаторах. При их неисправности ухудшается контакт шины с дорогой, и «всплытие» происходит раньше.
Опасные симптомы
О наступившем аквапланировании свидетельствует непривычно легкий руль (резкое уменьшение усилия на нем) и рывок стрелки тахометра в сторону увеличения оборотов. Ведь в этой ситуации сопротивление вращению колес намного ниже, и двигатель мгновенно набирает обороты.
При езде по мокрой дороге существует ряд косвенных признаков, которые предупреждают о возможном аквапланировании. Первый — это гладкий блестящий асфальт. Шероховатое покрытие значительно безопаснее. В то же время гладенький асфальт способен поднять автомобиль «на волну» при гораздо меньшей скорости.
Если во время сильного дождя на асфальте не виден четкий след проехавшей впереди машины — значит, слой воды слишком большой, и она успевает сразу же сомкнуться. Даже небольшое рысканье автомобиля, идущего впереди, — очень тревожный признак: во избежание неприятностей лучше снизить скорость!