Тема поездок на длительные расстояния в последнее время стала как никогда актуальной. Дело в том, что в связи с двухкратным ростом автопродаж за последние годы, в России на дорогах появилось очень много новичков, которые часто допускают ошибки при управлении автомобилем. И если ДТП в городе в большинстве случаев являются незначительными — страдает только «железо», то особенностью трассы являются сравнительно высокая средняя скорость и усталость водителей. Примеры ошибок несложно найти в сводках ГАИ – ежедневно на сайте этой организации вывешивают фото настоящих трагедий, происходящих на трассе. Итак, как вести себя на трассе и проехать значительное расстояние без приключений? Советы эти относятся и к тем, кто за рулем ездит относительно недавно, так и к опытным водителям, вынужденным проезжать значительные расстояния довольно часто.
Начнем с того, какое расстояние можно считать значительным. По мнению ряда международных институтов и исследований, водитель подвергается серьезной опасности уже после 4-х часов непрерывной езды вне зависимости от психофизиологического состояния накануне поездки – то есть следует быть особенно осторожным при необходимости проехать дистанцию более 250—300 км. Итак, как не допустить ошибок?
ДО ПОЕЗДКИ
Совет №1. Проверить и помыть автомобиль
Лучшее лекарство от поломок на дороге — содержание автомобиля в порядке. Ничего сложного тут нет, достаточно выяснить список регламентных работ по вашей модели и строго его придерживаться. В случае, когда есть сомнения в исправности авто, посетите сервис. Кстати, если время очередного ТО придет на трассе, лучше сделайте его перед выездом, чуть раньше регламента.
Критически стоит оценить оптику автомобиля – фары, стекла, фонари, зеркала. Например, такая ерунда, как грязное изнутри стекло, может стать причиной аварийной ситуации на трассе.
Совет №2. Что брать с собой
Возьмите трос и деньги. Не помешает комплект новых свечей зажигания – прежние могут погибнуть после заправки «бодягой» на трасе. Соответственно, нужен свечной ключ, баллонник и домкрат. Пожалуй, больше ничего и не нужно. Исключение могут составить детали, которые на вашей модели имеют привычку «умирать без объявления войны». Например, трос сцепления (на некоторых автомобилях), топливный фильтр, бензонасос (справедливо для карбюраторных авто).
На трассе не доводите дело до зажигания лампочки, горючего всегда должно быть хотя бы на сто километров пути. Для тех водителей, которые ездят и на газу, и на бензине совет — в баке всегда должен быть бензин, а в баллоне — газ. Практика показывает, что риск отказа одной из систем питания двухтопливного автомобиля довольно велик.
ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ
Совет №3. Попутчик
Все члены экипажа должны понимать, что слово водителя — закон, а споры и скандалы могут привести к ДТП. Возьмите с собой лекарства, которые необходимы членам экипажа, провизию и напитки: вы должны быть сосредоточены только на управлении автомобилем.
Совет №4. Безопасность — на первом месте!
Пристегнитесь ремнем сами и заставьте пристегнуться всех пассажиров, в том числе и задних. В случае непредвиденной ситуации ремень удерживает водителя на одном месте при резких маневрах, а в случае столкновения спасает жизнь как водителю, так и пассажирам.
Скорость поддерживайте комфортную и безопасную. Звучит странно, но при постоянном давлении педали в пол и быстрой езде, время прохождения пути в реальных условиях сокращается не намного и даже наоборот. Причина кроется в том, что при быстрой езде требуется больше остановок, поскольку усталость наступает намного раньше. Отметим, что на трассе постоянно дежурят работники ГАИ, которые также могут оказаться причиной вынужденной остановки, а на разборки с ними часто уходит много времени, нервов и денег. Лучший скоростной режим, он же и экономичный — 90-110 км/час.
Постоянно смотрите в зеркала, даже если кажется, что там «ничего нового не показывают».
Любой маневр начинайте, только будучи абсолютно уверенными в его безопасном завершении. Авария на трассе – всегда большая неприятность, к тому же летальных случаев очень много. Последние сводки ГАИ свидетельствуют о высокой аварийности именно при выполнении обгона.
Обгон выполняйте с ходу. Не надо висеть на отбойнике у фуры, а потом разгоняться по встречке. Заранее определите, после какой встречной машины будете выполнять маневр, начните разгон заблаговременно на своей полосе.
Самое ужасное на трассе — лобовое столкновение. Если вам в лоб вылетел «джигит», немедленно начинайте сбавляйте скорость (не резко!), включайте правый поворотник и пытайтесь разъехаться, даже если для этого потребуется выскочить на обочину — это лучше, чем лобовое столкновение. Обычно ширины дороги хватает, чтобы разъехаться без последствий. Главное — не терять самообладания. Но и тут есть одна особенность. Даже когда вы вынуждены перестроиться в правый ряд очень резко, сперва необходимо убедиться в том, что справа никого нет. Иначе, избегая одной беды, вы попадете в другую, в которой к тому же, признают виноватым именно вас. Кроме того, стоит помнить, что ПДД требуют именно торможения.
В роли «джигита» можете выступить вы сами. Помните, что тормозить в такой ситуации зачастую вредно. В большинстве случаев надо как раз давить на газ и заканчивать маневр, но если видно, что не успеваете, старайтесь минимизировать последствия, например, объехав чужой автомобиль или выехав на обочину.
Когда обгоняют вас, сместитесь правее, насколько возможно. Если видите, что обгоняющий хочет завершить маневр и у него возникли сложности, притормозите.
Совет № 5. Опасайтесь заснуть!
Бороться со сном за рулем смертельно опасно, тем более, что побороть его все равно невозможно. Сон на трассе наступает незаметно, и водитель просто начинает смотреть сон про то, как он управляет машиной.
При появлении даже легкой усталости и сонливости начинайте искать место для остановки на отдых. Если чувствуете, что усталость/сонливость быстро прогрессирует, останавливайтесь в первом попавшемся месте, постарайтесь только, чтобы вашу машину было хорошо видно издалека, включите аварийную сигнализацию или габариты. Помните, громкая музыка, низкая температура в салоне и что угодно от желания поспать не спасут! Даже если совсем некогда, остановитесь подремать на 15 минут — будете удивлены результатом.
При поездке более чем на 1500 км или в случае сложных погодных условий, возникает вопрос ночевки. Если вы едете в одиночку или вдвоем, можно спать в машине, что не очень удобно, зато бесплатно и ходить никуда не надо. Останавливаться желательно в местах скопления фур либо на паркингах. Во время сна окна слегка приоткройте – в машине не так уж и много кислорода.
Лучший вариант – ночевка в гостинице. Тем более стоит это недорого. Не пренебрегайте этим вопросом – по статистике Логборзкого института исследований проблемы сна (Великобритания), водители, проехавшие за рулем более 12 часов, создают в 5 раз больше аварийных ситуаций и в 9 раз чаще попадают в аварии вследствие сонливого состояния, вызванного переутомлением.
НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА
• Не садитесь за руль в сонном или утомленном состоянии.
• Не пейте много кофе – сон сбить все равно не удастся, а вот давление подскочит.
• При первых же признаках усталости стоит остановиться и подремать 15-20 минут.
• Делайте короткие остановки каждые 2 часа.