Классификация масел
Классификация масел по SAE
Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел.
Классы вязкости:
- Зимние - SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
- Летние - SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Например, S.A.E. 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.
Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах S.A.E. "зимней степенью вязкости".
Например, S.A.E.10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква "W" ("winter", то есть "зима"). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.
Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).
Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости.
Например, S.A.E. 10W 40 где: 10W = зимняя степень вязкости 40 = летняя степень вязкости
Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
Классификация масел по API
Система классификации масел API разработана в 1947 году - Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE: Где первая буква означает тип двигателя (S = бензиновый, а C = дизельный), а вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите.
SL -это новейший стандарт для бензиновых двигателей. CF- это последний стандарт для легких дизельных автомобилей. CD-II И CF-2 классификация для 2-х тактных дизельных двигателей. ОТ CF-4 до CH-4 это стандарты для тяжелых дизельных двигателей.
Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее:
- Повышение температуры масла в работающем двигателе;
- Удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем;
- Усилия для достижения рабочих характеристик двигателя;
- Стандарты по охране окружающей среды, а также для некоторых масел
- Более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).
Три типа классификации:
- Классификация API для трансмиссии.
- Классификация API для бензиновых двигателей.
- Классификация API для дизельных двигателей.
Категории базовых масел по API
|
Раствор |
|
Содержание серы |
|
VI |
Группа I |
< 90% |
и/или |
> 0.03% |
и |
80 ≤ VI < 120 |
Группа II |
≥ 90% |
и |
≤ 0.03% |
и |
80 ≤ VI 120 |
Группа III |
≥ 90% |
и |
≤ 0.03% |
и |
120 ≤ VI |
Группа IV |
РАО (полиальфаолефины) |
|
Группа V |
Все остальные, не включенные в группы I, II, III, IV |
|
|
Категории моторных масел по API
Классификация масел по ACEA
Классификация масел ACEA принята в1991 г. - Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей, в замен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Классификация по ACEA сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм (BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe).
Стандарты ACEA делятся на три категории:
- A - для бензиновых двигателей;
- B - для дизельных двигателей легковых автомобилей;
- E - для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждой категории существует несколько уровней по рабочим характеристикам; эти уровни обозначаются номерами (1, 2, 3, и т.д.), после которых идут две цифры года внедрения самой последней версии.
|
|
Строгая спецификация |
Бензиновые двигатели |
A1, A2, A3 |
ACEA: |
Дизельные двигатели до 2,5 л |
B1, B2, B3, B4 |
европейская ассоциация |
Дизельные двигатели свыше 2,5 л |
E1, E2, E3, E4, E5 |
производителей автомобилей |
Стандарты ISLAC
Японская Ассоциация Автомобилестроителей(JAMA), а также представители Компаний "Даймлер-Крайслер", "Форд", "Дженерал Моторс" (AAMA) создали организацию, которую назвали "Международный Комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов" (ILSAC).
От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC - GF 1, ILSAC - GF 2, ILSAC - GF 3.
ILSAC - экономия топлива
GF-2 |
1.1% для |
5W/30 |
0.5% для |
10W/30 |
ILSAC |
GF-3 |
1.6% для |
5W/30 |
0.9% для |
10W/30 |
международный комитет по |
|
1.3% после |
96 ч |
0.6% после |
96 ч |
стандартизации и апробированию масел |
Одобрения производителей автомобилей
Автопроизводители могут предъявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций они заявляют о своих оригинальных методах испытаний. После проверки эффективности лучшие из масел получают «одобрения» к применению от конкретного производителя:
- для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, Renault, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Ford, Fiat, Porsche, BMW, и т.д.
- для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI, и т.д.
Например:
MB page 227.1
BMW Longlife Engine Oils VW 500.00 и VW 505.0
|