3D-балансировка колес – услуга достаточно
новая, но интерес автолюбителей к ней растет с каждым днем. Портал
kolesa.ru решил разобраться в тонкостях технологии.
Итак, с балансировкой колес сталкивался каждый, кто причисляет себя
к счастливой компании автолюбителей. Всем известно, что дороги у нас в
стране, мягко говоря, не самые качественные, да и смена колес дважды в
год – процедура для автомобиля обязательная, а значит, визит в
шиномонтаж должен стать процедурой регулярной. Ведь и замена резины с
летней на зимнюю (и наоборот), и попадание колеса в выбоину требует
внимания на стенде балансировки.
Достаточно новая услуга – это 3D-балансировка колес. Специалисты
утверждают, что она позволяет добиться максимально стабильного и
комфортного поведения автомобиля на дороге.
Как это достигается? Смотрите наш фоторепортаж.
1. Итак, в фокусе нашего внимания оказался станок фирмы Hofmann,
на котором выполняется лазерное сканирование отдельно диска (технология
3D), а затем - и колеса в сборе. Первым делом, ставим диск на станок.
Три лазера, задний из которых подвижный, позволяют составить
компьютерную модель диска и точно определить его осевые и радиальные
биения, что бы при необходимости произвести его первичную балансировку.
2. После сканирования диск снимается, и отправляется на станок
бортировки. Для низкопрофильной резины и резины типа Runflat
предусмотрена «третья рука» - манипулятор, с помощью которого можно
уплотнить боковую упругую часть шины. С тыльной стороны станка
расположен баллон со сжатым воздухом для «взрывной подкачки» - она
требуется, если борта шины не садятся на хампы.
3. В собранном виде колесо вновь отправляется на стенд
балансировки. Это нужно для того, чтобы провести лазерное сканирование
геометрии диска и колеса. Так процессор сможет сделать вывод – как
следует провернуть шину относительно диска так, чтобы максимально
эффективно скомпенсировать биения диска и шины. После компьютерного
анализа, мастер делает отметку на шине относительно контрольной точки
(для диска это ниппель), и вновь отправляет колесо на монтажный станок.
Заметим, что перед глазами мастера – монитор, на котором биения
показаны не только в цифровом виде, но и в виде графика, с выделенными
точками минимума-максимума. Это значит, что расположить отметки
оптимально относительно расположения шины и диска можно с максимальной
точностью.
4. Шину сдувают, и мастер совмещает ранее отмеченные точки
на диске и шине. Теперь его можно надуть вновь, и отправить на
финальную балансировку. Важно отметить – чтобы облегчить манипуляции с
шиной, в зоне контакта с диском ее смазывают специальной монтажной
пеной. После того, как колесо поставят вам на машину, следует дать ей
высохнуть. На практике для этого достаточно не буксовать и не ездить в
агрессивной манере первые сутки после монтажа
5. Теперь, когда колесо в сборе, его можно окончательно
отбалансировать. Программа балансировки позволяет выбрать несколько
вариантов крепежа грузиков, а мастер имеет возможность расположить их,
к примеру, не на лицевой стороне, а за спицами диска – это важно с
эстетической точки зрения.
6. Еще одна особенность 3D балансировки - «оптимизация расположения
колёс на автомобиле» - финальная рекомендация программы, на каких осях
(для колес с направленным рисунком) и на каких сторонах (для колес с
ненаправленным рисунком) автомобиля их следует установить, чтобы
оставшиеся биения колёс компенсировали друг друга при расстановке на
осях автомобиля. В конечном итоге, это позволяет добиться максимальной
плавности хода автомобиля, а так же сберечь детали подвески от лишней
нагрузки.