Рейтинг скульптурных композиций, посвященных дорожному движению Основательно почистив улицы от советских гранитных глыб, Россия переживает очередной бум монументостроения — увековечивают все, что под руку попадется. В стране появились памятники тамбовскому волку, огурцу, и даже сибирскому характеру. В этой компании автомобильная тематика выглядит довольно традиционно, даже консервативно. Хотя и здесь встречаются перегибы. Журнал «Автопилот» составил рейтинг скульптурных композиций, посвященных дорожному движению. СБИТЫЕ УТЯТА Памятник «Дайте дорогу утятам» Москве в 1991 году подарила Барбара Буш — мама нынешнего правителя США. Это персонажи известной сказки американского писателя Роберта Макклоски. Несмотря на то, что утята «переходят дорогу» в довольно безопасном месте — у Новодевичьего монастыря — это их не уберегло. Первого утенка кто-то спилил сразу после установки, однако стране было не до того, а семь утят смотрелись ничуть не хуже. В 2000 году такая же судьба постигла маму-утку и двух центральных птенцов. Нашим все по-прежнему было по барабану — одной уткой меньше, одной больше. Тревогу забили американцы, в числе прочих — «Шератон», «Кимберли Кларк» и Delta. В итоге на их пожертвования поголовье уток было восстановлено. А чтобы за численностью бронзовых птиц следило новое поколение, Лора Буш, жена нынешнего президента США, в ходе недавнего визита специально читала сказку российским детям и даже исполняла «Танец маленьких утят». МАМА, СМОТРИ, Я «БЕЗ РУК»! Примерно такую реплику можно вложить в уста героя скульптурной композиции, открытой недавно на трассе Киев-Одесса, неподалеку от украинского города Белая Церковь. Одна из целей установки памятника — еще раз напомнить автомобилистам о том, что нужно быть внимательными к мотоциклистам на дороге. Эта задача практически выполнена — фигуру мотоциклиста в масштабе 1:1,5 видно издали, она насажена на шпиль довольно высоко от земли, что придает ей некоторое сходство с богиней Никой работы Зураба Церетели. Во-вторых, монумент задумывался в качестве памятника погибшим байкерам. Как выразился один из идеологов установки памятника, «нельзя летать быстрее, чем ангел-хранитель». Ангел-хранитель, кстати, летит без шлема — воистину беспечный ездок. А чем это заканчивается, байкеры знают лучше других. ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ Памятник Виктору Цою — это своеобразный «Летучий голландец», легенда, имеющая конкретные очертания, но лишенная постоянной прописки. Гипсовый прототип памятника многие видели — некоторое время он стоял около стены Цоя на Арбате, участвовал в мероприятиях, посвященных юбилею выхода на экраны фильма «Асса». Решение об установке памятника московские власти приняли еще в 2005 году, причем Арбат решили не трогать. Монумент должен было появиться около МГУ, на пересечении Университетского проспекта и проспекта Вернадского, но так пока и не появился. Теперь о самой композиции: Скульптор Благовестнов утверждает, что его целью было показать «дух времени». Дух как обычно оказался выше исторической достоверности — Цой на мотоцикле не ездил. Зато «Ява» 1961 года исполнена в натуральную величину — 2 метра 76 сантиметров. И, раз уж мы обратились к цифрам, рост памятника — 1 метр 87 сантиметров, а размах босых ног музыканта — метр сорок. ПОСТ N1 Если устроить опрос общественного мнения с целью узнать, кого люди хотят увековечить в бронзе, милиционеры, а тем более гаишники, будут замыкать этот список. Бесполезно спрашивать, почему. Волевым решением руководства в 2004 году в Белгороде установили памятник Павлу Гречихину — честному гаишнику. Рядом с постовым скульптор Анатолий Шишков изваял его верный мотоцикл «Урал». Гречихин прославился в городе тем, что не брал взяток, зато штрафовал друзей, соседей, начальство и даже разок выписал квитанцию собственной жене за переход дороги в неустановленном месте. Примечательно, что эти подвиги были практически не оценены при жизни легендарного инспектора. Надо полагать, коллеги его не очень любили, и он вышел на пенсию в звании старшины. Лишь спустя годы, когда эта честность уже никому не угрожала, его наградили памятником. Зато аварийность на круговом движении, куда, теперь уже навечно, заступил на дежурство Гречихин, заметно снизилась. УРАЛЬСКАЯ СКАЗКА В этом году ко дню города в Екатеринбурге установили целый скульптурный ансамбль. Никакого особенного повода включать в нее автомобилиста не было — это памятник абстрактному автомобилисту. Причем, с «закосом» под старину. Рядом с ним шагает абстрактный бронзовый «банкир», чуть в стороне сидят совершенно абстрактные «влюбленные» более современного вида. Попробуем, все же, пофантазировать на тему сюжета или, если хотите, сверхидеи. Нам показалось, что композиция закрепляет в умах современную структуру потребления. Вот сидят влюбленные и мечтают о том, что они поженятся, и у них когда-нибудь тоже будет автомобиль. Но откуда, скажите, у влюбленных деньги? Правильно — мимо как бы случайно проходит местный банкир. На металлическом лице ни тени сомнения: скоро молодые возьмут у него неподъемный автокредит и исполнят свою мечту. А он, банкир, исполнит свою. И вообще — это его водитель. Источник: autopilot.kommersant.ru
|