Разница в качестве освещения дороги ксеноновыми и галогенными фарами не оставляет последним будущего.
Первые газоразрядные (ксеноновые) фары появились еще в начале 90-х годов. Тогда голландская фирма «Philips» выпустила знаменитую HID-лампу (High Intensity Discharge). Яркий свет получался за счет полного отказа от спирали. Вместо этого был использован электрический дуговой разряд, как при электросварке, когда возникающая между электродами дуга светится настолько ярко, что приходится применять защитную маску, чтобы элементарно не ослепнуть. Разница состоит только в том, что электроды HID-лампы находятся не в воздухе, а в небольшой стеклянной колбе в форме эллипса, заполненной смесью ксенона и солей различных металлов под давлением.
Суперсвет нередко требует использования фары со специальным рефлектором либо линзы. Кроме того, чтобы не слепить встречных водителей, «заводской» ксенон с ближним светом снабжается дорогим динамическим корректором светового пучка, а также омывателем фар. Ведь при загрязнении стекла из-за рассеивания мощного светового потока ксенона значительно повышается способность такой оптики ослеплять водителей встречных машин. При установке на СТО ксеноновых ламп направленность света регулируется штатным ручным корректором фар: электромеханическим или гидравлическим.
Так как ксеноновую лампу изначально не удавалось сделать двухнитевой, как галогенную, которая позволяет совмещать ближний и дальний свет в одном рефлекторе (лампы с цоколем Н4, Н13, 9004, 9007), ксенон применяли только в оптике с двумя рефлекторами, в каждом из которых монтировалось по одной лампе. Затем инженеры создали так называемый биксенон (Bi-xenon). Он бывает трех типов: со сдвоенными колбами (фактически две лампы в одном цоколе); с электромеханическим приводом специальной шторки (которая перекрывает часть рефлектора для получения ближнего света); с электромагнитным приводом лампы, перемещающим ее вперед-назад, чтобы обеспечивать требуемый режим работы осветительных приборов.
К сожалению, из-за отсутствия динамических регуляторов направленности светового луча после установки ксенона придется чаще пользоваться корректором фар.
Ксенон – друг
Главное преимущество газоразрядной лампы – ее свет примерно в два-три раза мощнее обычной галогенной. Световой поток ксенона составляет 1800–3200 Лм, а галогенной лампы – 1550 Лм (люмен (Лм) – это единица светового потока). Результат налицо: водителю видно намного лучше, дальше и больше объектов. А еще белый ксеноновый свет по своему спектру намного ближе к солнечному дневному (цветовая температура около 5000 К), чем свет галогенных фар. Соответственно, глаза водителя меньше устают. Другие приятные особенности ксенона – повышенный срок службы – до 2000–3000 часов против 400–1000 у галогенной лампы. И это неудивительно – ведь в газоразрядной лампе нет хрупкой нити, чувствительной к тряске. Кроме того, в рабочем режиме ксеноновый свет потребляет, как правило, не более 35 Вт, в то время как галогенная лампочка берет до 55 Вт. Это позволяет разгрузить генератор и аккумулятор автомобиля, что положительно сказывается на их ресурсе. Кроме того, ксеноновая лампа нагревается на 40% меньше, чем галогенная, поэтому опасность оплавления фары при работе ксеноновой лампы отсутствует.
Комплект «ксенона», помимо ламп, включает блоки питания, называемые в народе «блоками поджига». Это сложные устройства, объединяющие балласт и блок поджига. Современные светомодули оснащены механизмом изменения фокуса линзы и направленности светового потока для эффективного освещения поворотов и изгибов дороги. К сожалению, на вторичном рынке таких комплектов пока не предлагают.
Ксенон – враг
К сожалению, у газоразрядных ламп есть и недостатки. Ведь они не только отлично освещают дорогу, но и способны сильно ослепить встречных водителей. Иногда – на несколько секунд. Нетрудно представить, чем это может обернуться. Виноваты в этом как неквалифицированные установщики, так и сами автомобилисты.
Впрочем, регулировка помогает не всегда. К примеру, при движении по неровной дороге или когда из-за перегрузки багажника поток света направлен вверх. Именно поэтому в Европе запрещена эксплуатация ксеноновых фар ближнего света без динамического корректора светового луча, который опускает фары при езде по неровностям и при загруженном багажнике. Увы, такие корректоры у нас в качестве допоборудования не устанавливаются. Что касается регулировки фары, то здесь главное, чтобы замок лампы соответствовал цоколю газоразрядной лампы.
Эх, засвечу!
Для установки ксенона автовладельцам предлагается множество вариантов. Более просто подобрать и поставить ксенон в фары с разнесенным ближним и дальним светом, т. е. с отдельными лампами. Здесь возможны два варианта:
• для «нового света» на ближнем и дальнем режимах потребуется комплект из четырех ламп и четырех блоков питания. Ксеноновые лампы устанавливаются в «родную» оптику вместо галогенных.
• более дешевый вариант – установить, к примеру, только ближний свет с двумя блоками питания.
Для одиночной оптики с двухнитевыми лампами накаливания также можно примененить два варианта:
• первый – установка биксенона. В этом случае блок-фары либо меняют, либо интегрируют в них специальные ксеноновые модули.
• компромиссный – применение специальных линз, которые обеспечат необходимую фокусировку светового луча. Линзы вполне можно поставить в модернизированный корпус «родных» фар. В этом случае зеркальные отражатели будут играть лишь декоративную роль. В индексах ксеноновых ламп буква R (D2R) означает, что лампа используется для установки в рефлекторную оптику, S (D2S) – в специальную линзованную, рассчитанную под «заводской» ксенон, а С – в универсальную.
Можно также поставить дополнительные ксеноновые фары, но этот вариант больше подходит для внедорожников с дугами и «кенгурятниками», где есть место для размещения допоптики.
При установке ксенона следует помнить о неприспособленности рассеивателя к газоразрядным лампам – с регулировкой фар могут быть сложности. Нужно учитывать и то, что определенные блоки питания несовместимы с электроникой некоторых современных иномарок. Установленные на них системы диагностики могут «не заметить» ксеноновые лампы из-за меньшего потребления ими тока (35 против 55 Вт). В итоге борткомпьютер высвечивает символ «перегорела лампа». Возможны и другие проблемы, например, частое мерцание света. Это нагружает глаза, раздражает других водителей и приводит к быстрому старению ламп. К слову, последнему фактору способствует и «моргание» ксеноновыми фарами. Выход из положения – инсталлировать специальный блок, имитирующий для компьютера работу галогенного света, или поменять ксеноновые трансформаторы.
Китайское предупреждение
По мнению многих операторов рынка, более 90% продаваемых у нас комплектов ксенона сделаны в Китае, а остальные в Корее, Гонконге и Тайване. Среди них есть изделия хорошего качества по соответствующей цене и откровенный хлам с ресурсом до нескольких десятков часов. Качественный товар производят крупные предприятия, дешевку и подделку – обычно небольшие артели (кооперативы).
Разобраться, кто есть кто, не так уж просто. Во-первых, каждая крупная фабрика (а их несколько десятков) может продавать свою продукцию под сотней брендов! Во-вторых, некоторые бренды принадлежат российским или украинским бизнесменам. Тем более что большинство блоков питания, как дорогих, так и дешевых, имеют практически одинаковые корпуса, закупаемые у одних и тех же производителей комплектующих.
Не только голубой ксенон
Принято считать, что ксеноновый свет обязательно голубой. Это не совсем так. Окраска света зависит только от состава добавок к ксенону, закачанному в колбу. Газоразрядные лампы различают по цветовой температуре, измеряемой в кельвинах (К). Устанавливая на свое авто «престижный» ксенон голубого или фиолетового оттенка, следует помнить, что в плохую погоду он светит слабее, чем желто-белый, особенно в дождь или в снег. Хуже синий ксенон освещает и мокрый асфальт. К тому же слепит голубой сильнее, чем белый. Кстати, отдача ксеноновых ламп падает с ростом цветовой температуры (максимум – при 4300 К, минимум – при 8000 К и больше).