Автомобильный словарь. Часть 2.
ОСЬ, деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают вращающиеся и неподвижные.
ПАЛЕЦ, звено кривошипного механизма в виде шипа, смещенного относительно оси вращения. П. шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
ПАССАТИЖИ, ручной слесарно- и электромонтажный инструмент, объединяющий плоскогубцы, кусачки для рубки проволоки (в шарнире), отвертку и другие инструменты.
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого). П. о. ряда последовательно соединенных передач равно произведению их П. о.
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача, имеющая колеса с перемещающимися геометрическими осями (сателлиты), которые обкатываются вокруг центрального колеса. Имеет малые габариты и массу. Используется в грузоподъемных машинах, станках, счетно-решающих устройствах и т. д.
ПЛОСКОГУБЦЫ, клещи, захватывающая часть которых (губки) имеет насеченные плоские поверхности.
ПОДВЕСКА транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая также для повышения тяговых качеств машины. Автомобильная П. по конструкции бывает зависимой и независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В независимой П. имеется специальный направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругогоэлемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом. Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоятельные вертикальные перемещения. П. может быть рессорной, пружинной, торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой П. грузовых автомобилей, а также в задней П. некоторых легковых. Упругие элементы в виде пружин и торсионов используются в независимой передней П. легковых автомобилей.
ПОДШИПНИК, опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают П. качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
ПОЛУОСЬ, вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. П. состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи. Некоторые П. наполняют кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и гашения дуги; иногда П. имеют индикаторы срабатывания. Плоские вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую очередь. П. включается последовательно в электрическую цепь и при расплавлении вставки размыкает её.
ПРОТЕКТОР, толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.
РАДИАТОР двигателей внутреннего сгорания, устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Р. состоит из сердцевины (охлаждающей части), верхней и нижней коробок (бачков) с патрубками. Трубчато-пластинчатую сердцевину выполняют в виде нескольких рядов латунных трубок овальной формы, расположенных в шахматном порядке; к трубкам припаяны ребра охлаждения; трубчато-ленточную сердцевину составляют из одного ряда плоских латунных трубок с припаянными к ним пластинами. В верхней коробке находится заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. В нижней коробке расположен кран для слива охлаждающей жидкости.
РАЗВАЛ КОЛЕС, наклон управляемых колес автомобиля наружу на угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Р. к. облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники колес.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
РЕДУКТОР, зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.
РЕЛЕ, устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении состояния релейного элемента. Различают Р. тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Р. используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т. д.
HDC (Hill Descent Control), система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов.
SLS (Self-Levelizing Suspension), система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор.
SRS (Supplementary Restraint System), подушки безопасности, они же AirBag (эйрбэги, фронтальные и боковые).
САЛЬНИК, сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями; осуществляется манжетами, воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные, резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления (также называемые обычно С.) крышек, корпусов и т. п. деталей.
САТЕЛЛИТ, зубчатое колесо планетарной передачи с подвижной осью вращения.
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ, искровая запальная свеча, устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами. С. з., ввёртываемая в головку цилиндров, состоит из стального корпуса с боковым электродом и изолятора с центральным электродом, на верхней части которого установлена контактная гайка. Периодически в искровом промежутке между центральным и боковым электродами создаётся высокое напряжение и проскакивает искра. Длина юбки изолятора определяет тепловую характеристику С. з. Короткая юбка обеспечивает хороший отвод тепла от изолятора к корпусу, и свеча с такой юбкой называется холодной. С. з. с длинной юбкой называется горячей. Холодные С. з. применяют при длительной работе двигателя с большими нагрузками и на повышенном тепловом режиме. Напряжение на центральном электроде С. з. 10-30 кВ в поршневых и до 16 кВ в реактивных двигателях.
СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ (в двигателях внутреннего сгорания), образование горючей смеси. Внешнее С. (вне цилиндра) осуществляется карбюратором (в карбюраторных двигателях) или смесителем (в газовых двигателях), внутреннее С. форсункой непосредственно в камере сгорания (напр., в цилиндре дизеля).
СТАРТЕР, основной агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска. Основные узлы С. - двигатель, редуктор, устройства сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковое устройство (для С., которые не могут запускаться самостоятельно, напр., бензиновых, турбокомпрессорных). Могут быть электрическими, пневматическими, механическими. Электрический С. представляет собой, как правило, высокооборотный (до 13000 об/мин) постоянного тока электродвигатель.
СТУПИЦА, центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.
СЦЕПЛЕНИЕ, сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые С. Устанавливаемые в автомобилях С. обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами. Для обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п.
ТАХОМЕТР, прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
ТЕРМОСТАТ, прибор для поддержания постоянства температуры. В интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные Т. (теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся нагреватель и терморегулятор): спиртовой (от -60 до +10 °С), водяной (10-95 °С), масляный (100-300 °С), солевой (300-500 °С); в области от 300 до 1200 °С электрической печи.
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ, расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный Т. п. включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами. Длина Т. п. пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. На длину Т. п. автомобилей большое влияние оказывает состояние протектора шин и дорожного покрытия.
ТРАМБЛЕР, прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
ТРАНСМИССИЯ, устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.
ТЯГА, часть машины или сооружения, подверженные растягивающим нагрузкам. Обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также уголкового, таврового или другого профиля.
УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ, векторная величина, характеризующая быстроту вращения твердого тела.
ФЛАНЕЦ, соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.
ЦАПФА, опорная часть оси или вала. Ц. на конце называют шипом, а в середине - шейкой.
ШАРНИР, подвижное соединение деталей, конструкций, допускающее вращение только вокруг общей оси или точки.
ШЕСТЕРНЯ, меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес
ШИНА, пневматическая, резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные Ш.
ШТИФТ, цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей, часто в строго определённом положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок. Для постановки Ш. детали соединяются и закрепляются. Затем в них просверливается и развёртывается отверстие, куда и вставляется Ш. Конический Ш., в отличие от цилиндрического, может использоваться многократно без уменьшения точности расположения деталей.
ШТОК, обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе.
ШТУЦЕР, деталь трубопровода или его соединительного узла, представляющая собой втулку, один из концов которой имеет внутреннюю или наружную резьбу длякрепления к различным ёмкостям или трубопроводам. Форма другого конца Ш. зависит от способа присоединения к последующим деталям. Ш. называют такжеотрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска.
ЭКОНОМАЙЗЕР, приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому.
|