Стоимость бензина в России поднимается. Торговцы горючим в один голос утверждают, что цена будет неизбежно расти и в ближайшей, и в отдаленной перспективе. Экономические и прочие эксперты советуют автовладельцам «расслабиться и получать удовольствие». В такой ситуации лучше подумать, как умерить прожорливость машины.
Экономичность автомобиля прежде всего зависит от его совершенства, технического состояния, качества дороги, погодных условий, времени года, загрузки, стиля езды и многих других факторов.
Техническое состояние
Под техническим состоянием не следует понимать только состояние двигателя, поскольку расход топлива зависит, например, от состояния ходовой части автомобиля, в частности регулировки положения передних колес, давления в шинах, типа шин и многого другого, вплоть до степени загрязненности поверхности кузова.
Аэродинамика кузова
Один из важных показателей, влияющих на расход топлива — аэродинамика кузова, а точнее, его лобовое сопротивление. Чем меньше лобовое сопротивление, тем больше горючего останется в баке. Аэродинамическое сопротивление кузова, помимо его совершенства (конструктивных особенностей), очень сильно зависит от скорости движения. Когда машина разгоняется с 60 до 120 км/час, аэродинамическое сопротивление возрастает вчетверо. Например, Audi A8 при движении на максимальной скорости в 250 км/час только на преодоление сопротивления воздуха требуется мощность 191 л.с., а при 300 км/час эта же машина тратила бы 331 л.с.
Расход топлива увеличивают:
Груз на кузове — до 30%
Прицеп — 25%
Неотрегулированные клапана — 20%
Нагар в камерах сгорания — 30%
Неправильная геометрия передних колес — 10%
Низкое давление в шинах — 10%
Неправильный зазор в свечах — на 0.5 л/100 км.
Уменьшение зазора в контактах прерывателя — 0.6 л/100 км.
Боковое зеркало заднего вида — 0.5 л/100 км.
Позаботьтесь об аэродинамике своего автомобиля. Понятно, что коэффициент Сx своей 12-летней бэушки вы вряд ли уменьшите до значений 0,30, тем не менее сэкономить до 10% расхода вполне можно. Прежде всего, без особой надобности не пользуйтесь багажником на крыше. Старайтесь не открывать окна — на скорости 80 км/час приятный сквознячок в салоне «выветрит» лишние 8% топлива. Велосипед на крыше — тоже дорогое удовольствие: 100-километровый путь с одним велосипедом при скорости движения 90—100 км/час обойдется дороже, чем без него.
Комфорт дорого стоит
Кондиционер отнюдь не способствует экономии топлива — в среднем он сжирает 2 л за 100 км пробега. Помните об этом и без особой нужды не улучшайте микроклимат. То же касается всевозможного дополнительного оборудования, работающего от электросети автомобиля. Вентилятор печки — 1% дополнительного расхода на 100 км. Фары дальнего света могут «съесть» до 2%. Попить свежесваренного кофе в дороге — 1,5%. И еще — следите за натяжением ремня генератора и его клеммами.
Колеса
Когда автомобиль движется по ровной асфальтированной дороге, он не только преодолевает сопротивление воздуха. Есть еще сила качения колес, о которой многие не задумываются. Полный выбег автомобиля со скорости 60 км/час должен быть больше 400 м. Если меньше — поспешите к мастеру в автосервис. У машин старше 6—8 лет уже начинают проявляться такого рода «болячки» — заедают передние тормозные цилиндры, колодки слегка касаются тормозных дисков или ручник до конца не «отпускает» задние барабаны. Это тоже отбирает дополнительную мощность двигателя и ведет к повышенному расходу топлива.
Перед каждой поездкой проверяйте давление в шинах. При приспущенном колесе пятно контакта с дорогой увеличивается, сила трения растет. Недокачал 0,3 атмосферы — получи 7% перерасхода топлива. Но и перекачивать покрышки тоже не рекомендуется — ухудшается управление машиной, а это уже влияет на безопасность, которая дороже горючего. Кстати, езда летом на зимней шине может увеличить расход топлива на 6%, а ресурс самой шины снизится вдвое.
Стиль езды
Экономичный стиль езды позволяет экономить до 25 % топлива, поэтому на него надо обратить особое внимание. Резкие разгоны с последующим стоянием возле светофора, повороты с визгом колес не только снижают ресурс трансмиссии и ходовой, но и ощутимо сжирают горючее.
Оптимальная скорость движения на загородном шоссе для абсолютного большинства марок и моделей серийных автомашин с точки зрения экономичности — 90 км/час на высшей передаче. Соблюдая ее, можно сэкономить до 3 л на 100 км пробега.
В этой связи стоит упомянуть о поистине шокирующих результатах теста, недавно проведенного германским журналом Auto Bild. Выяснилось, что полный «газ в пол» обходится владельцам автомобилей недешево. Например, обычный бензиновый VW Golf 1,4 TSI на скорости 200 км/час потребляет 16,5 л бензина, BMW 530 — более 20 л, внедорожник Porsche Cayenne «пожирает» 25,5 л горючего.
Довольно часто в прессе и в специализированной литературе упоминается еще один прием экономичной езды, которым часто пользуются мастера на экоралли — движение накатом. Если загородная дорога ровная, полупустая, а видимость хорошая, то надо быстро, переключая передачи, разогнаться до 90 км/час. Потом перейти на нейтраль. Машина будет двигаться накатом, а двигатель перейдет на холостые обороты. Как только скорость машины упадет до 50—40 км/час, можно включать прямую передачу и опять разгоняться до 90.
Внимание! При такой «импульсной» езде ни в коем случае не выключайте зажигание! Во-первых, заблокируется руль, во-вторых, перестанет работать вакуумный усилитель тормозов, в-третьих, отключится гидроусилитель руля (если он есть). Так и до аварии недалеко...
В городе подобные «экологические» маневры невозможны из-за запруженности улиц. Тут другой бич — пробки. Некоторые водители глушат двигатель в пробках и даже перед светофором. Но нагрузки при частых пусках не оправдывают экономии. Каждый пуск двигателя летом равен одному километру пробега. Зимой — всем пяти! Таким образом, смысл глушить двигатель есть только в том случае, если вы точно уверены в том, что простой затянется более чем на 2 минуты. Иначе сэкономить не удастся.