Как починить машину за копейки по ОСАГО? Автомобильные аварии случаются неожиданно и молниеносно, а расхлебывать их последствия приходится порой месяцами. На страховщиков чаще всего слышны только жалобы: многие автомобилисты сталкиваются с занижением сумм выплат, затягиванием сроков ремонта. А в последнее время отношения между страховщиками и страхователями усложнились финансовыми трудностями и разорением первых. Типичная ситуация: виновник аварии отделывается лишь ремонтом собственной машины, пострадавший же вынужден выбивать деньги со страховой компании. Конечно, эти проблемы не знакомы людям, у которых есть полис КАСКО – за них все будет сделано. А что же делать остальным? Стандартная схема: столкнулись две машины, на группе разбора определили виновника, а он, в свою очередь, дал номер своего страхового полиса и контакт выдавшей его компании. Для него инцидент исчерпан – остается лишь найти сервис, где машину «залатают» подешевле. А для пострадавшего все только начинается, и с вероятностью в 90% он столкнется с проблемами в урегулировании финансового вопроса. Самая, пожалуй, распространенная проблема – занижение страховой выплаты. На словах ее решить невозможно, только через суд. Недобросовестные страховщики выплачивают копейки за дорогостоящий ремонт с расчетом, что пострадавший махнет рукой и не будет добиваться справедливости. Мол, и время уже прошло, и страсти поутихли. И в большинстве случаев их расчет верен, даже несмотря на то, что процент удовлетворения иска потерпевшего по ОСАГО в суде довольно велик. Но перед тем, как «заводиться» из-за незначительности начисленной суммы, стоит подсчитать, на самом деле она не соответствует действительности или же просто разница с учетом износа автомобиля получается слишком большой. Если машина пробежала не один десяток (а то и не одну сотню) тысяч километров, стоимость новых деталей и ремонта на фирменном сервисе действительно будет высока. Страховщики же при расчете суммы выплаты опираются на пункты 63 и 64 Правил ОСАГО. Калькуляция основывается на средних ценах деталей и работ в регионе с учетом износа. Но это больше похоже на сказку, так как цель страховой компании – не возместить ущерб, а сэкономить свои деньги, поэтому расчеты ведутся исходя не из средних рыночных фактических цен. Да и осмотр повреждений проводят «независимые» эксперты, сидящие в офисе страховой. В большинстве случаев оценочные компании хорошенько «прикормлены», да так, что в их нейтралитете приходится сильно сомневаться. Так, может оказаться, что новый бампер на Toyota стоит 25 000 рублей (самый дешевый из найденных в многочисленных каталогах), а при износе 50% на счет потерпевшего должно поступить, соответственно, 12 500 рублей, и это без учета стоимости работ. Но известная и зарекомендовавшая себя фирма умудряется «найти» такой дешевый бампер, что считает сумму в 4 000 рублей достаточной. Однако не раскрывает секрет, где же можно приобрести запчасть по такой доступной цене. Пострадавший в ДТП тоже имеет желание сохранить свои деньги и добиться справедливого возмещения ущерба. И если он готов идти в своем желании до конца, ему предстоит кропотливая работа со сбором документов, оформление претензий и судебное разбирательство. Осмотр автомобиля экспертом, предоставленным страховой компанией, подтверждается актом, подписанным обеими сторонами. С этой бумагой (или с ее копией) можно обратиться в другую оценочную компанию, в независимости которой нет сомнений. Если есть сомнения в точности осмотра, необходимо написать свои мысли в примечании – позже в суде они могут сыграть важную роль. С результатом повторной экспертизы и новым перерасчетом можно готовить исковое заявление в суд. Попробовать решить разногласия можно в досудебной претензии, но, скорее всего, истцу будет отказано в удовлетворении его требований. Для дальнейших действий следует подыскать хорошего юриста, так как страховая компания вряд ли сдастся без боя. Чтобы к потерпевшему не было повода придраться в случае «большой игры» со страховщиком, нужно с самого начала собирать все документы и делать копии тех бумаг, которые не могут быть выданы на руки. Главное – иметь подтверждение передачи документов в страховую компанию, для этого с принесенных в офис компании бумаг нужно сделать копию и попросить страхового агента поставить отметку о принятии. А в досудебной претензии следует указать, что ее копия выслана в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) и Российский союз автостраховщиков (РСА). Причем не только указать это в письме, но и действительно отослать туда копии заодно с жалобой на действия недобросовестной страховой компании, предоставив в суд копию квитанции об отправке, в идеале – направить заказным с уведомлением. В случае выигрыша в суде можно отправить в ФССН и РСА просьбы о приостановлении действия лицензии страховщика, опираясь на доказанные в суде нарушения законодательства РФ. Конечно, вряд ли они действительно отзовут лицензию, но проблемы с проверками будут обеспечены. На первый взгляд может показаться, что «бодаться» со страховой компанией – «дохлый номер». Но опыт юристов показывает: большинство исков суд удовлетворяет в пользу потерпевшего. Если автомобилисты будут идти до конца и отвоевывать кровные деньги, то и обманывать их будет просто невыгодно. Комментарий юриста Дмитрия Прохоренко: - На этапе определения стоимости восстановительного ремонта нужно обращаться к независимым экспертам. И уже потом, на основании подготовленного акта оценки, можно идти в страховую компанию. Если вопрос решить не удается, единственный способ вернуть свои деньги – обратиться в суд. Моему товарищу удалось урегулировать стоимость ремонта в досудебном порядке, но пока в моей практике это единичный случай.
|