Что поможет максимально обезопасить ребенка в машине
Для защиты детей в салоне автомобиля может использоваться куча приспособлений. И это не только детские кресла. И вообще, кресла не являются и никогда не являлись обязательным условием для перевозки детей в автомобиле.
Мы же по привычке поступаем по принципу «слышал звон…» И вместо того,
чтобы внимательно прочитать десять строчек в Правилах дорожного
движения (ПДД), продолжаем возмущаться придуманными нами же проблемами и
ловиться на «удочки» желающих наскоро срубить пару-другую «соточек»
нечистоплотных гаишников. Давайте во всем по порядку разберемся.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ, НЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ…
После принятия поправок к Правилам дорожного движения (ПДД), вступающих в силу с 20 ноября ,
у автомобилистов вызвал сомнения пункт 17 правительственного
постановления о внесении изменений в ПДД. Звучит он так: «в абзаце
втором пункта 22.9 слово «специальных» исключить». Речь в этом пункте
шла о перевозке детей до 12 лет, которая «в транспортных средствах,
оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с
использованием специальных детских удерживающих устройств…». То есть
теперь они стали просто «детскими удерживающими устройствами». И с
легкой руки кого-то из автомобилистов-общественников многие решили, что
детские кресла отменили.
- Исключение слова «специальных» вовсе не предусматривает каких-либо
изменений в правила перевозки маленьких пассажиров, - пояснили нам в
Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД МВД РФ).
– В государственном стандарте (ГОСТ Р 41.44—2005, соответствующий
Правилам ЕЭК ООН № 44. – Прим. авт.) слово «специальные» тоже
отсутствует, там используется та же формулировка - «детские удерживающие
устройства». И мы привели текст ПДД в соответствие с ГОСТом. Значит, с
потерей этого слова в правиле ничего не изменилось.
РЕБЕНОК ВЕСИТ 60 КГ. НАЙДИТЕ ДЛЯ НЕГО КРЕСЛО!
Так звучит одно из главных заблуждений, по поводу которого нередко
возмущаются автомобилисты. Строго говоря, собственно детские кресла не
были обязательными. Это отражено и в том же пункте 22.9 ПДД. В нем
вообще нет (и никогда не было) слова «кресло». Речь идет, как уже
сказано, об обязательности «детских удерживающих устройств». А это вовсе
не одно и то же. Зато там есть такая фраза: «… или иных средств,
позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности…».
Открытие? Но ведь и представители руководства Госавтоинспекции много раз
об этом говорили.
- Чтобы выполнить правила, не обязательно покупать детское кресло, достаточно подложить ребенку под попу пуховую подушку,
и ремень будет проходить не по шее, а по груди ребенка, - объяснял
Владимир Кузин, нынешний замначальника ГИБДД, еще в 2006-м году.
Получается, если ребенок крупный или рослый, не надо втискивать его в
креслице, все возмущения на эту тему беспочвенны.
НА ВСЕ ЕСТЬ ГОСТ!
Текст национального стандарта «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей…» (тот самый ГОСТ Р 41.44—2005)
– это страшный документ на 88-ми машинописных страницах с чертежами и
схемами. Читать его и подробно изучать – смысла нет, он для технарей. Но
вот что важно: и он не ставит знака равенства между «детскими креслами»
и «удерживающими устройствами». А делит последние на две конструкции,
четыре категории и пять весовых групп.
То есть сиденья или кресла являются лишь одними из списка возможных
устройств. А в нем есть и дополнительная подушка, и детская люлька, и
направляющая лямка, и безопасное сиденье… То есть все эти приспособления
являются этими самыми детскими удерживающими устройствами, а не только
детские кресла.
КАК ЖЕ БЫТЬ?
Пристегивать ребенка. Если маленький пассажир вовсе не пристегнут
ремнями - готовьтесь заплатить 500 рублей штрафа. Но дело здесь не в
этой смехотворной сумме, а в безопасности. По официальным данным
американского агентства по дорожной безопасности (NTHS), использование
детских удерживающих устройств уменьшает риск смертельных ранений младенцев на 71%, а детей до трех лет – на 54%.
Нарушением правил не будет и использование простого адаптера,
соединяющего верхнюю и нижнюю лямки ремня, чтобы он не давил на горло
ребенка, а проходил по груди. Такие устройства стоят недорого, и с ними
тоже можно перевозить ребенка на переднем сиденье. Но если вы
действительно заботитесь о безопасности ребенка, а не просто желаете
отмахнуться от назойливых гаишников, эксперты по контраварийному
вождению советуют купить все же именно детское кресло. Соответствующее
ГОСТу и весу вашего ребенка. И именитой марки, например, Romer, Recaro –
их после проверки в краш-тестах рекомендует авторитетный германский
автомобильный клуб ADAC. А также правильно расположить и пристегнуть это
кресло, ибо европейская статистика показывает, что в среднем 8 из 10
кресел используются водителями неправильно.
КОРОТКО О ВАЖНОМ
1. Самое безопасное место в легковушке – посередине заднего сиденья.
Традиционно считается, что это заднее сиденье позади водительского
кресла. Якобы потому, что большая часть водителей во время аварии
инстинктивно подставляет противоположный от себя бок автомобиля.
Исследование американского издания Pediatrics показало, что больше
половины ранений и смертей детей до трех лет в машинах во время ДТП
можно было избежать, если бы детские кресла устанавливались в середине
дивана заднего сиденья. Сотрудники издания установили, что риск ребенка
получить травму в левой стороне заднего ряда составляет 31%, по центру –
28% и с правой стороны – 41%.
2. Детское кресло можно располагать на переднем сиденье.
Об этом прямо говорится в ПДД в том же пункте 22.9: «… а на переднем
сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских
удерживающих устройств. В инструкциях к автомобилям четко оговаривается,
как это правильно делать. Например, важно при расположении кресла
спинкой вперед отключать механизм срабатывания подушки безопасности,
если она есть и ее отключение предусмотрено. Можно перевозить детей
спереди и с помощью других удерживающих устройств.
3. ISOFIX (в США аналогичный стандарт называется LATCH) – система жесткого крепления детского автокресла
к кузову машины. Кресло просто вставляется в специальный крепеж,
интегрированный в задние сиденья автомобиля. Эта система крепления
считается наиболее надежной и общепринятой. В неновых и недорогих
машинах, где таких креплений нет, правильнее использовать ремни
безопасности для взрослых.
|