Эксплуатация автомобильных аккумуляторов
Основы эксплуатации
Многие
владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают,
что аккумулятор тоже требует «техобслуживания». Это прискорбно, потому
что капелька заботы и внимания могут сберечь кучу времени и денег.
Уход
за аккумулятором чрезвычайно прост и практически сводится лишь
к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий уровень может
свидетельствовать об излишней зарядке, что обычно вызвано
неисправностью генератора. Если же электролита недостает только в одном
из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами.
В теплую погоду он еще кое-как поработает, но первые же холода
его прикончат.
Доливая
аккумулятор, помните об одной особенности. Во время зарядки уровень
электролита несколько превышается, поэтому доливать следует с учетом
этого эффекта. А что может сотворить кислота, попавшая на корпус
батареи или на детали кузова, мы все прекрасно знаем.
Заботливые владельцы в процессе эксплуатации контролируют заряженность аккумуляторных батарей.
Периодически, желательно не реже одного раза в 2-3 месяца, даже при
безотказной работе, необходимо проверять уровень напряжения на клеммах
аккумуляторной батареи при неработающем (напряжение разомкнутой цепи —
НРЦ) и при работающем двигателе, а также наличие утечки в системе
электрооборудования автомобиля.
Все аккумуляторные батареи при работе теряют часть воды из электролита.
В итоге снижается резервный уровень электролита над пластинами и
увеличивается концентрация кислоты в электролите (повышается плотность
электролита), что отрицательно влияет на ресурс батареи. Скорость
потери воды решающим образом зависит как от применяемых для
производства аккумуляторной батареи материалов, так и от состояния
электрооборудования автомобиля. В зависимости от сочетания всех этих
факторов она может отличаться в 10 и даже в 30 раз. Поэтому снижение
уровня электролита до критического возможно и за 1-3 месяца (при
неисправном регуляторе напряжения) и за 2-4 года. Так что при
применении классических свинцовых обслуживаемых батарей приходится
мириться с проверкой уровня электролита не реже 1-2 раза в месяц и
доливкой дистиллированной воды, а также сравнительно высокой скоростью
саморазряда — до 14% за месяц, которая прогрессирует в процессе
эксплуатации и после 1,5-2 лет работы увеличивается в 3-4 раза. Поэтому
при долгом бездействии таких аккумуляторных батарей их необходимо
подзаряжать каждые 1-2 месяца.
Чтобы исключить разряд батареи во время длительной стоянки автомобиля,
рекомендуется отключать ее от сети, поскольку, в результате утечки тока
в системе электрооборудования, АКБ может разрядиться настолько, что не
сможет запустить двигатель. Если же и при отключении от бортовой сети
батарея быстро разряжается, это говорит о повышенном саморазряде для
старой батареи или о внутреннем дефекте (коротком замыкании) для новой
батареи. Причинами повышенного саморазряда могут быть как дефект
изготовления, так и нарушения условий эксплуатации или естественный
износ батареи (см. следующий раздел). Надо стараться не допускать
повторение глубоких разрядов аккумуляторной батареи, составляющих более
40-50% от ее емкости — после них АКБ не сможет полностью зарядиться от
генератора.
Возможных причин глубоких разрядов аккумуляторных батарей три:
Первая причина — утечка тока в электросети (к примеру из-за некачественной проводки).
Вторая причина — неисправность генератора или регулятора напряжения.
И, наконец, третья причина — долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе.
Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ
В подавляющем большинстве случаев ухудшение работы или выход из строя аккумуляторной батареи происходит, если:
-
имеет место дефект производства (гарантийный случай); -
нарушены условия эксплуатации батареи (ускоренный износ); -
батарея полностью исчерпала свой естественный ресурс.
Производственные дефекты
Качество АКБ обеспечивают при ее разработке и изготовлении. На
заключительном этапе производства все батареи, в зависимости от
состояния поставки (залитая и заряженная или сухозаряженная),
подвергают контрольным проверкам. Дефекты, которые не удалось выявить
на заключительном этапе производства, обнаруживаются на начальном этапе
эксплуатации — в первые 3-8 месяцев.
Снижение работоспособности в режиме пуска двигателя либо полный отказ
батареи при достаточных плотности электролита и величинелапряжения
разомкнутой цепи (НРЦ), как правило, связаны с наличием
производственных дефектов (они перечислены в предыдущей главе).
Батареи с производственными дефектами, в случае их выявления в течение
гарантийного срока, подлежат замене на годные в установленном
инструкцией порядке.
Ускоренный износ
Ускоренный износ батареи всегда происходит вследствие нарушения условий
ее эксплуатации, указанных в гарантийном талоне. Наиболее распространена эксплуатация в условиях перезаряда или недозаряда.
Перезаряд
происходит при эксплуатации батарей на автомобилях, уровень зарядного
напряжения которых превышает 14,5 В. Дело в том, что по мере повышения
степени заряженности выше 75-80%, наряду с основным процессом заряда
электродов АКБ, начинается вторичный процесс: разложение воды на
водород и кислород. Причем, его скорость быстро растет с ростом
зарядного напряжения на выводах батареи выше 14,5 В. Перезаряд является
следствием нарушения режима работы регулятора напряжения по причине
выхода из строя отдельных его элементов. В некоторых случаях, как
показала практика, величина зарядного напряжения при неисправном
регуляторе достигает 17-18 В. Это приводит к ускоренной потере воды и
коррозии положительных токоотводов (решеток) батареи.
Под действием перезаряда уровень электролита быстро уменьшается.
Поэтому его необходимо своевременно довести до нормы доливкой , в
аккумуляторы только дистиллированной воды. Доливать в аккумуляторы
электролит категорически запрещается. Затем необходимо незамедлительно
найти причину повышения напряжения и устранить неисправность в системе
электрооборудования автомобиля.
При длительном перезаряде или при значительном превышении зарядного
напряжения (выше 15,5 В) потеря воды бывает так велика, что оголяются
верхние кромки пластин и сепараторов. Это часто приводит к взрыву
батареи (см. заключительную часть страницы).
Эксплуатация батареи на автомобиле, у которого уровень зарядного
напряжения меньше 13,8 В, приводит к прогрессирующему недозаряду. При
этом работоспособность батареи постепенно ухудшается, так как степень
ее заряженности снижается пропорционально времени эксплуатации, пока не
достигнет величины, соответствующей уровню зарядного напряжения.
Например, при зарядном напряжении 13,6 В и средней интенсивности
эксплуатации степень заряженности батареи при положительной температуре
составит около 65%, а при отрицательной — менее 50%. Напомним, что
степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение
на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и
включенном ближнем свете.
Нередко причиной снижения уровня зарядного напряжения и, следовательно,
степени заряженности АКБ, становится ослабление натяжения ремня привода
генератора. Поэтому не реже 1-го раза в месяц рекомендуется проверять
натяжение ремня и, при необходимости, производить регулировку согласно
инструкции по эксплуатации автомобиля.
Длительная эксплуатация батарей при степени заряженности 50-60%
приводит к быстрой потере работоспособности из-за ускоренного оплывания
активной массы аккумуляторных электродов. Кроме того, при низких
температурах электролит в сильно разряженных АКБ может замерзнуть, что
приведет к разрушению корпуса батареи и полному выходу ее из строя.
Ускоренный износ может быть настолько велик, что батарея выходит из
строя еще в период гарантийного срока, вследствие неблагоприятных
условий эксплуатации из-за неисправностей изделий электрооборудования
автомобиля или нарушения требований инструкции по эксплуатации батарей.
Выход из строя АКБ в период гарантийного срока вследствие ускоренного
износа не относится к гарантийным отказам. Поэтому такие батареи не
подлежат замене на новые по гарантийным обязательствам производителей
батарей.
Отдельно отметим несколько самых
распространенных современных причин ускоренного износа
автомобильного аккумулятора:
1. Дополнительное оборудование.
Причина
большинства неисправностей связана не с собственными его дефектами, а с
наличием дополнительного оборудования, например, сигнализации
и телефона. Эти устройства особенно любят преподносить «сюрпризы»
во время длительных стоянок автомобиля.
Однако,
если Ваш аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать.
Опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов,
считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены. Попробуйте
зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше
аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация пластин,
и тем проблематичнее будет его восстановление.
2. Холостой режим
Простаивание
автомобиля зимой в «пробках» — настоящая проблема для аккумулятора.
Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна
и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит
генератор.
Подсчитано,
что за 45 минут такой работы средний аккумулятор может истощиться
настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется
уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут
нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.
Казалось
бы, следует просто убрать аккумулятор подальше от двигателя, но это
ведет к дополнительным расходам. Придется тянуть к стартеру более
длинный провод, который будет «съедать» часть энергии, что потребует
увеличить мощность аккумулятора. К тому же этот «ящик с кислотой»
окажется тогда близко к пассажирскому отсеку, что небезопасно.
Ухудшение свойств АКБ в результате старения
Вследствие естественного износа в процессе эксплуатации изменяются
основные параметры АКБ. Под воздействием коррозии уменьшается сечение
основных конструкционных элементов решетки положительного электрода.
Это приводит к увеличению внутреннего сопротивления батареи, то есть к
некоторому снижению разрядного напряжения даже когда она полностью
заряжена.
Емкость аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации постепенно снижается.
Это происходит от того, что при чередующихся зарядах и разрядах,
которые имеют место во время работы батареи на автомобиле,
положительная активная масса постепенно оплывает вследствие деструкции,
и ее количество, участвующее в химической реакции, уменьшается.
Ускоряет процесс оползания положительной активной массы частое
повторение глубоких разрядов, причина которых либо в утечке тока в
электросети, либо в недозаряде по причине неисправности генератора или
регулятора напряжения. Особенно быстро снижается емкость при глубоких
разрядах у батарей с решетками положительных электродов из
свинцово-кальциевых сплавов.
Емкость отрицательных электродов также снижается, если батарея
длительное время эксплуатировалась при повышенном зарядном напряжении и
плотность электролита поднялась выше 1,3-1,31 г/смі. Кроме того, как
уже было сказано ранее, длительная эксплуатация батареи при низкой
степени заряженности (40-60%) приводит к ускоренному оплыванию
активноймассы на обоих электродах.
По мере износа аккумуляторной батареи увеличивается скорость ее саморазряда и расход воды при эксплуатации.
Через год использования АКБ эти величины возрастают в 1,5-2 раза, а
через два года — в 2-4 раза. Скорость увеличения саморазряда и расхода
воды максимальная у батарей традиционного исполнения, а минимальная — у
батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава. Из всего
вышесказанного напрашивается очень важный вывод: по мере старения
батарея требует к себе более внимательного отношения. Так, например,
при нормальной эксплуатации со средней годовой интенсивностью пробега
15-20 тыс. км, достаточно проверять состояние АКБ один раз в год, лучше
всего осенью перед началом зимней эксплуатации. После двух лет работы
(30-40 тыс. км пробега) желательно проверять состояние аккумуляторной
батареи не реже одного раза в 3-4 месяца. Если же батарея проработала
более трех лет (45-60 тыс. км), контроль ее состояния в зимний период
желательно проводить ежемесячно.
Критерием пригодности аккумуляторной батареи, проработавшей в условиях
эксплуатации в течение продолжительного времени, может служить тестовый
разряд, который возможно выполнять в специализированных сервисных
центрах. Полностью заряженную батарею подвергают разряду при
положительной температуре током, равным половине тока холодной
прокрутки по EN или SAE.
Если на 30-й секунде разряда напряжение на выводах больше 9,6 В,
батарея пригодна для дальнейшего использования. Если же оно меньше или
равно 9,6 В, значит аккумуляторная батарея исчерпала свой ресурс и
подлежит замене.
За счет чего можно увеличить ресурс АКБ
Ресурс стартерной аккумуляторной батареи, как химического источника
тока, определяется в основном режимом ее использования, при котором
происходят процессы износа находящихся в ней электродов (пластин).
Понимание этих процессов позволяет обеспечить высокий срок безотказной
работы АКБ на автомобиле.
Конкретное исполнение аккумуляторной батареи имеет определенный
конструктивно-технологический (с учетом легирующих добавок к свинцу)
ресурс, расходуя который мы получаем ее реальный срок службы. Каким же
способом правильно распорядиться заложенным ресурсом электродов, чтобы
АКБ работала долго?
Известно, что решетка положительных пластин подвергается окислению
атомарным кислородом (электрокоррозия) при разложении воды в
заключительной (после 85% заряженности) стадии заряда. Наиболее
интенсивно процесс разрушения решеток положительных пластин
аккумуляторной батареи происходит от зарядного тока при 100%
заряженности (режим перезаряда). Этот процесс преобладает в работе АКБ
в летнее время эксплуатации, а также при повышенной настройке
регулятора напряжения. Интенсивное разрушение пластин при работе
происходит в условиях, когда длительное время стартерная аккумуляторная
батарея работает с низкой степенью заряженности (40-60%). При этом
активное вещество с пластин оплывает в шлам, снижая емкость батареи,
мощность ее разряда и срок надежной работы. Нормальная работа
аккумуляторной батареи нарушается при снижении уровня электролита ниже
минимальной отметки (оголение верхних кромок пластин).
Недопустимо производить доливку электролитом или водой непроверенного
качества, хранить АКБ в разряженном состоянии, допускать образование
льда в зимнее время, подвергать глубоким периодическим разрядам. Таким
образом, наибольшую надежность работы аккумуляторной батареи можно
достичь, обеспечивая регулярный контроль ее состояния в соответствии с
инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем.
Наиболее
простые и достаточно надежные методы проверки состояния АКБ — измерение
плотности электролита и измерение напряжения на полюсных выводах.
Если полюсные выводы практически доступны для очистки их от окислов и
подключения прибора у всех аккумуляторных батарей, то возможность
измерить плотность электролита в банках АКБ имеется не у всех типов.
Ниже приведены несколько основных правил и требований, соблюдение которых повышает ресурс батареи:
-
плотность
электролита в ячейках АКБ (при нормальном уровне его над пластинами)
должна быть не ниже 1,24 г/смі (+25°C), а напряжение разомкнутой цепи
(НРЦ) — не ниже 12,5 В; -
полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов; -
АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке; -
пуск
карбюраторного двигателя должен проводиться с длительностью попыток
5-10 сек; повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом
30-60 сек.; -
разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена; -
в
зимнее время АКБ полезно обогревать теплом от двигателя, чтобы
эффективнее происходил ее заряд от генератора. Для этого часть
радиатора (со стороны АКБ) целесообразно закрывать от встречного
холодного потока воздуха.
Состояние аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправной работы электрооборудования.
В первую очередь сюда необходимо отнести генератор, регулятор
напряжения и стартер. При неисправной электропроводке состояние батареи
в любой момент может оказаться таким, что она не сможет обеспечить пуск
двигателя. Изношенные контакты в замке зажигания, реле включения
стартера, состояние выпрямительного блока генератора могут быть
выявлены диагностированием. Их своевременная замена позволяет
предохранить АКБ от возможных глубоких разрядов токами «утечек»,
негативно влияющих на последующий срок службы АКБ. Батареи на
кальциевых электродах особенно негативно воспринимают глубокие
периодические разряды. Эта особенность, неизвестная широкому кругу
автовладельцев, приводит иногда к недоумению, почему срок службы у
аккумуляторной батареи (самой современной) оказывается очень коротким.
Из сказанного следует, что ресурс стартерной АКБ (как запас прочности и
надежности), заложенный в ее деталях и соединениях при изготовлении, в
процессе работы не может быть изменен в сторону увеличения, а контроль
условий, которые наихудшим образом влияют на снижение ресурса АКБ,
создает возможность обеспечить достаточную продолжительность
безотказной работы. Важно помнить, что показатели АКБ не остаются постоянными, а скорость их снижения может регулировать владелец автомобиля.
Особенности зимней эксплуатации АКБ
Исполнение стартерных батарей — общеклиматическое, допускающее их
круглогодичную эксплуатацию в широком диапазоне изменения температуры
окружающего воздуха. Температура в подкапотном пространстве автомобиля
в значительной мере дополняется теплом от двигателя, выделяющимся при
его работе.
Предельные значения температуры окружающего воздуха (от −40°C до 60°C
для АКБ, герметизированных мастикой, и от −40°C до 70°C для АКБ с общей
крышкой) определены для работы батарей по условиям сохранения их как
изделий (прочность материалов). Однако длительное воздействие
предельных температур способствует снижению работоспособности и ресурса
стартерной батареи. Наиболее резко снижается работоспособность АКБ в
режиме пуска двигателя в зимнее (холодное) время.
Зимняя эксплуатация АКБ сопровождается следующими факторами:
-
Понижается
температура электролита (возрастает его вязкость, снижается скорость
его диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается
электропроводность) и по этой причине снижается эффективность процесса
заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения на
автомобиле. -
Запуск холодного
двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения
значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это
приводит к более глубокому разряду АКБ, снижению ее заряженности. -
Увеличивается
число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта
в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от
генератора, а при холостых оборотах двигателя — от АКБ. -
Сокращение
продолжительности светового дня вызывает необходимость более
продолжительной работы приборов освещения, что снижает возможность
генератора для эффективной подзарядки аккумуляторной батареи. -
Ухудшение
дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что
уменьшает отдачу энергии генератором. Это, в свою очередь, сокращает
возможность полного заряда аккумуляторной батареи.
Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности АКБ объективно
усиливается в значительно большей мере, если генератор автомобиля по
причинам износа деталей не обеспечивает отдачу номинальных показателей
(ток нагрузки). Владелец автомобиля, как правило, после многолетней
эксплуатации не проверяет генератор на отдачу и, в результате, в зимнее
время оказывается перед фактом наполовину разряженной АКБ, не способной
запустить холодный двигатель.
Изменения температуры и высокая влажность окружающего воздуха под
капотом в зимнее время способствуют ухудшению работы изделий
электрооборудования, на возникновение «утечек» по влажным проводам,
способствующих повышению разряда батареи. При этом снижается ее
работоспособность в пусковом режиме.
Д ля
устранения негативных последствий зимних условий на состояние
заряженности аккумуляторной батареи полезно проводить следующие
мероприятия:
-
контролировать
натяжение ремня привода генератора, при котором, согласно инструкции на
автомобиль, обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных
потребителей и подзаряд АКБ; -
не допускать длительную работу включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе; -
периодически
контролировать отсутствие «утечки» тока от АКБ на различные изделия
электрооборудования. Если условия хранения (стоянки) автомобиля
позволяют отключать аккумуляторную батарею, то это целесообразно делать
при длительном бездействии (снимать один наконечник); -
«массовый»
провод от АКБ полезно дополнительно подсоединить к двигателю с целью
уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя, поскольку
переходы напряжения от клеммы на кузов, с кузова на двигатель и стартер
при пусковом токе приводят к его снижению, а также к потере мощности,
потребляемой от АКБ; -
периодически
контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке
АКБ), а при отсутствии такой возможности — измерять напряжение на
полюсных клеммах батареи через 8-10 часов после остановки двигателя.
Если значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее 12,6 В, то
аккумуляторную батарею целесообразно подзарядить.
Выполнение перечисленных мероприятий в зимних условиях позволит
исключить отказы в работе стартерных АКБ, сохранить их ресурс на
длительный срок работы.
Как определить, что АКБ пора менять?
У каждой АКБ есть свой конструктивный ресурс. Его использование
индивидуально для каждого автомобиля. Безотказность работы батареи
зависит от технических показателей электрооборудования, режима и
условий эксплуатации машины. Отказ АКБ в работе может наступить по
причине низкой заряженности, при которой ее работоспособность
недостаточна для пуска двигателя. Необходимо отметить, что именно в
этом режиме работы большинство водителей оценивают ее пригодность. Но
при наступлении отказа приговаривать батарею к замене следует только
после тщательной проверки ее показателей — замера плотности
электролита, наличия его над пластинами, замера напряжения на полюсных
выводах АКБ без нагрузки и с нагрузкой (на нагрузочную вилку-пробник,
либо на стенде). Если плотность электролита во всех ячейках АКБ
нормальная или близка к норме (1,25-1,28 г/смі), то необходимо
проверить на обрыв цепи внутри АКБ. Если обрыва нет, значит отказ в
пуске двигателя произошел по другим причинам (например, из-за стартера
или проводки). При низкой плотности электролита во всех ячейках батарею
следует зарядить до стабилизации плотности. Время заряда будет зависеть
от величины тока, а значение плотности электролита у заряженной батареи
при нормальном уровне электролита должно быть 1,27±0,1 г/смі. Проверку
заряженной АКБ можно осуществить в режиме пуска двигателя (в техцентре
ее проверяют на стенде). Если АКБ работоспособна (уверенно крутит
стартер), менять ее рано. Когда измерение плотности электролита
показало, что в одной из ячеек она очень низкая, при подзарядке в этой
ячейке нет «кипения» электролита, а его плотность не повышается, АКБ
следует менять. При малом сроке эксплуатации такое возможно из-за
заводского дефекта, а по истечении более 2-3 лет работы — вследствие
естественного износа. Одновременно все шесть аккумуляторов в АКБ
достигают состояния низкой работоспособности (кроме глубокого разряда)
при длительной работе в режиме избыточного заряда (перезаряда) — это
происходит при нарушении работы регулятора напряжения, а также при
высокой интенсивности использования автомобиля (режим «такси»). В этом
состоянии изношенные электроды обладают повышенным сопротивлением в
режиме пуска (при наличии нормальной плотности электролита), напряжение
АКБ резко снижается за одну-две попытки пуска двигателя, после чего
наступает отказ. Электролит в ячейках АКБ приобретает темный (иногда
красноватый) цвет, связанный с разрушением активного вещества пластин.
В этом случае АКБ также необходимо менять. Сложнее проводить
диагностику батарей, не имеющих пробок заливных горловин. При отказе
измерение напряжения на полюсных выводах АКБ (НРЦ) не дает ответа о
причинах его снижения: глубокий разряд или дефект. Поэтому
аккумуляторную батарею надо сначала зарядить. Если заряд возможен в
режиме инструкции по эксплуатации, а напряжение в конце заряда достигло
рекомендованных величин (15,5-16,0 В), АКБ проверяют на автомобиле в
режиме пуска двигателя. Возможна также проверка в техцентре или
гарантийной мастерской на стенде, либо специальными приборами,
например, BAT 121 фирмы Bosch. По результатам испытания принимают
решение о пригодности АКБ для ее дальнейшего использования.
Появление льда в ячейках АКБ
У свинцовых стартерных АКБ два жестко фиксированных состояния:
разряженное и заряженное. При переходе от одного состояния в другое,
показатели напряжения и плотности электролита линейно изменяются в
определенных пределах (рис. 4 и
следующий раздел).
Напряжение на полюсных выводах АКБ (НРЦ) в заряженном состоянии
составляет 12,7-12,9 В, а в разряженном — 12 В и ниже. При
неисправностях электрооборудования автомобиля несанкционированный
разряд может приводить к тому, что напряжение на полюсных выводах ниже
6 В.
При разряде активных материалов с участием серной кислоты на электродах
образуется сульфат свинца, концентрация электролита уменьшается,
вследствие чего происходит снижение его плотности. Чем глубже
происходит разряд АКБ, тем ниже плотность электролита. В электроды
конструктивно заложено такое количество активного материала, которое
необходимо для обеспечения заданных электрических характеристик АКБ.
Соответственно, в объеме электролита содержится количество серной
кислоты, необходимое для полного использова
|