Многие считают, что быстрая езда никак не вяжется с представлениями
о безопасности, дескать, тише едешь – дальше будешь. Конечно, на
дорогах не стоит лихачить. Тем не менее, профессиональные автогонщики
знают, что навыки, которые приобретаются за счет быстрой спортивной
езды во многом способствуют безопасному вождению.
Через отработку специальных упражнений на автодроме человек учится даже не выходить, а именно не допускать аварийных ситуаций
и таким образом прийти к безопасной, но в тоже время эффективной и
быстрой езде. Такой процесс обучения проще для ученика и занимает
меньше времени, нежели отработка приемов контраварийного вождения,
когда водитель уже находится в критической ситуации. Ведь уроки
водительского мастерства стоят серьезных денег и не каждому под силу
регулярно их посещать, поэтому важно сразу за одно-два занятия
закрепить полезные навыки.
Похожим образом устроены и многие другие автошколы в Европе.
Считается, что на любой кольцевой трассе или автодроме можно выполнять
все те упражнения, которые помогут водителю на дорогах общего
пользования. Когда вы быстро едете по гоночному треку, то при прохождении различных элементов трассы,
у вас как раз и возникают те самые "аварийные" ситуации, из которых вы
учитесь достойно выходить. На автодромах имеются и длинные прямые, где
можно развить высокую скорость, и жесткие торможения, и скоростные
повороты, и перестроения, и т.д. – при этом обеспечивается высокий
уровень безопасности.
Для
начала стоит разобрать несколько распространенных ошибок, которые
делают обыкновенные водители во время езды в "штатных" режимах. Во
время каждодневных поездок по городу у нас происходит все относительно спокойно:
мы разгоняемся вместе с остальными участниками движения, поворачиваем,
тормозим и т.д. – то есть едем как все в некотором усредненном ритме на
невысоких скоростях.
Мы привыкли вращать "баранку" по
индивидуальному алгоритму. Современные автомобили оснащаются достаточно
чутким, легким и точным рулевым управлением, что во многом развращает
нас – мы все меньше задумываемся о том, как правильно сидеть в кресле, как нужно держать рулевое колесо и как его поворачивать.
То же самое касается и тормозов – мы все время ездим в плотном потоке,
потому стараемся тормозить плавно или для поддержания нужной дистанции
несильно притормаживать.
Таким образом, у нас вырабатывается соответствующая моторика во время управления автомобилем. Зачастую она неправильная.
И если вдруг возникает внештатная ситуация, как-то экстренное
торможение, объезд препятствия на большой скорости или резкий поворот,
то обыкновенный водитель зачастую не может своевременно и грамотно
среагировать на нее. Мы по привычке совершаем слишком плавное
торможение, хотя в этот момент нужно буквально бить по педали, а при
маневрировании делаем слишком резкое движение рулем на большой угол.
Прохождение поворотов – отдельная песня. При длительной быстрой езде у нас часто притупляется чувство скорости.
Впереди замаячил медленный поворот. Вследствие искаженного восприятия
реальной скорости, мы входим в поворот слишком быстро. А ведь законы
физики никто не отменял, есть масса параметров, такие как качество
асфальта, характеристики шин, подвески и т.д., которые нужно учитывать.
Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч, этот поворот еще можно пройти,
а если прибавить еще 10 км/ч, то возникнет аварийная ситуация. Согласно
европейской статистике, типичные аварии водителей мощных и быстрых
автомобилей – это выезд на встречную полосу или удар о бордюр во время
прохождения поворота.
Для того чтобы правильно научиться вращать рулем, достаточно выполнять такое известное упражнение как "змейка" - скоростное маневрирование, когда нам нужно объезжать расставленные на определенном расстоянии друг от друга конусы.
Сделаем
небольшое отступление. Автомобиль – это не компьютерная игра или
монолитный кусок металла, а достаточно сложный "живой организм",
который не может моментально выполнять наши команды.
Машина опирается на асфальт не всей шиной целиком, а лишь малой ее
частью – это так называемое пятно контакта, оно небольшое, величиной
чуть больше ладони. У автомобиля также имеются пружины, амортизаторы,
накачанные воздухом покрышки и.т.д.
Когда вы поворачиваете руль,
то реакция до этих пятен контакта доходит с некоторой задержкой –
центробежные силы должны сначала прожать ту самую пружину и
амортизатор, не забываем и про резиновую шину. Сила в пятне контакта
нарастает постепенно, пока угол поворота станет оптимальным, нужно
какое-то время. А ведь машина не стоит на месте, она движется. В
зависимости от скорости, за этот временной отрезок она может проехать пять, семь, десять и более метров.
Если во время выполнения упражнения вы будете делать движение рулем
непосредственно перед конусом, то автомобиль попросту не успеет
повернуть. Даже если вам и удастся объехать первый конус, то следующий вы точно собьете,
так как ваша траектория начнет смещаться дальше. Даже на сухом асфальте
мы должны все делать заранее. Где-то за 5-7 метров (все зависит от
скорости выполнения упражнения) мы должны поворачивать.
Есть еще один секрет эффективного вождения
– мы уже об этом рассказывали в предыдущих статьях, но, тем не менее,
повторим еще раз: машина управляется не только рулем, но и педалью газа
за счет перераспределения нагрузки.
Представим, что у нас
переднемоторный автомобиль с развесовкой по осям, близкой к оптимальной
- то есть по 50:50. Когда он движется по прямой, баланс сохраняется. Но
стоит нам нажать на педаль акселератора, наоборот убрать с нее ногу или
просто затормозить, то произойдет перераспределение нагрузки. Таким
образом, мы можем дополнительно догрузить переднюю ось, у нас возникает дополнительное давление в пятне контакта колес и в этот момент машина лучше управляется.
Ни
в коем случае нельзя делать первый поворот руля резким и на большой
угол. Машина все равно сиюминутно не среагирует. Обыкновенный водитель
в таком случае еще сильнее доворачивает руль. В результате таких
неправильных действий теряется оптимальный угол поворота колес и резко
снижается сцепление шин с дорогой – происходит срыв в скольжение – автомобиль начинает плужить передней осью. Но на этом беды не заканчиваются.
У
нас продолжается снос передней оси, но затем в какой-то момент
скольжение прекращается – передние колеса имеют свойство резко
восстанавливать сцепление. И тут начинается самое непредвиденное - возникает занос.
Когда шины восстанавливают сцепление, мы как будто резко тормозим
только передними колесами и при этом с вывернутым рулем едем по
какой-то плавной дуге – автомобиль разворачивает вокруг центра масс.
К такому повороту событий обыкновенный водитель, как правило, не
готов. На уровне инстинкта он еще может вывернуть руль в сторону
заноса, но чтобы машина перестала "тормозить" передней осью, в этот
момент нужно резко нажать на газ или выжать сцепление.
Однако чтобы научиться выходить из этой ситуации, надо пройти не один
десяток занятий, многократно повторяя это упражнение. В какой-то мере
будет проще и полезнее научиться не попадать в такую ситуацию.
Возвратимся
снова к "змейке". Перед объездом конуса мы за какое-то расстояние
сначала сбросом газа должны добавить нагрузку на передние колеса и
тогда небольшим поворотом руля сможем эффективно заправить автомобиль в
поворот. Затем, поравнявшись с конусом, мы нажимаем на газ и распрямляем руль,
чтобы ускориться к следующему повороту. Затем опять, не доезжая
определенное расстояние (опять же все зависит от скорости выполнения
упражнения – чем она больше, тем длиннее должно быть расстояние),
повторяем все сначала – сбрасываем газ и т.д.
Второе упражнение
нацелено на отработку торможения и прохождения поворотов. Допустим, у
нас идет прямая, а за ней следует крутой разворот. Типичная ситуация:
загородная дорога, машина быстрая, едем со скоростью 150 км/ч. И вдруг
возникает достаточно медленный поворот, который надо пройти, допустим,
на 60 км/ч. Если мы его попытаемся пройти на 70 км/ч, то можем не
вписаться и вылететь на обочину или хуже того хуже на встречную полосу.
Перед
поворотом мы начинаем замедление – это будет точкой начала торможения.
Наш автомобиль при правильном действии с педалью тормоза, когда мы
сразу создаем большое усилие, замедляется за определенное расстояние до
нужной нам скорости. Как мы помним, при замедлении у машины
перераспределяется нагрузка, и у нас возникает дополнительная прижимная
сила в пятнах контакта, что может помочь нам повернуть в точке начала поворота.
Если
же мы оттормозимся и отпустим педаль заранее до точки начала поворота и
войдем в поворот уже на разжатых пружинах, то эффективность наших
действий стремится к нулю – мы словно в воздухе поворачиваем.
Правильным
решением данной задачи будет такое же эффективное торможение, но точку
начала торможения мы передвигаем ближе к повороту - чтобы к точке
начала поворота замедлиться до 60 км/ч и оказаться на машине с
"прижатыми" к асфальту колесами. Таким образом, точка конца торможения должна примерно совпадать с точкой входа в поворот.
В автоспорте думают не о быстрых входах в поворот, а о быстрых выходах из него,
потому что это наиболее эффективно. То есть мы вторую часть поворота
как бы присоединяем к следующей за ним прямой. Чем раньше мы разгонимся
на прямой, тем быстрее доберемся до следующего поворота, виража и т.д.
Для этого поворот делится на две части. Уже в его середине мы должны
правильно сориентировать автомобиль, у которого колеса должны смотреть
как можно более прямо по ходу движения машины, а не в бок – то есть мы "нацеливаем" автомобиль на следующую за поворотом прямую.
В этот момент мы уже отметили для себя некоторую точку, к которой мы
двигаемся – она расположена достаточно далеко на прямой - и по плавной
дуге к ней ускоряемся.
Чтобы правильно сориентировать автомобиль
(а мы уже мысленно разделили поворот на 2 части), нужно построить
достаточно крутую траекторию в первую его первую часть – то есть
траектория входа в поворот должна быть глубокой, а вторая часть,
наоборот, пологой. Таким образом, основной поворот мы делаем за первую часть.
Напомним,
что все это будет эффективно и безопасно только когда мы оттормозились
и на прижатой машине зашли в поворот, выбрав оптимальную скорость. Если
мы не сориентировали автомобиль правильно, то на газ нажимать
бесполезно – машина не повернет, ее с сильно вывернутыми колесами понесет к обочине.
Вышеперечисленные
упражнения совершаются без перехвата руля. Наш природный ограничитель –
это (если смотреть сверху) почти скрещенные руки во время поворота
рулевого колеса. Пробовать выполнять подобные приемы без опытного
инструктора на дорогах общего пользования – неэффективно, неправильно
и, главное, небезопасно.
Безаварийное вождение
и автоспорт рассчитаны на то, что человек будет совершенствоваться и
постоянно отрабатывать различные упражнения. Если водитель не будет
закреплять полученные навыки многократным повторением, то в нужный момент он попросту не сможет грамотно и вовремя скоординировать свои действия, чтобы избежать аварийной ситуации.
Источник: Дни.Ру