Как сделать автомобильный сабвуфер своими руками?
Наверное, я не открою большого секрета, если скажу, что небольшие
по размеру динамики, которыми оборудуют аудиосистемы в автомобиле, не
обеспечивают хорошее воспроизведение "басов" . Один из возможных способов
решения этой проблемы также хорошо известен - дополнить стереосистему
сабвуфером (общим для правого и левого стереоканалов усилителем со своим
динамиком, который воспроизводит низкочастотные составляющие звукового
диапазона до 200-250 Гц). Вот только стоит такой акустический агрегат с
дополнительным усилителем едва ли не дороже всей стереосистемы вместе
взятой. Поэтому я и решил сам взяться за его изготовление. Для сборки
сабвуфера я приобрел 10-дюймовый низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A
(рис. 1), два электронных набора для радиолюбителей - "Активный блок
обработки сигнала для сабвуферного канала" и "Мощный одноканальный усилитель
низкой частоты" (МАСТЕР КИТ NM2117 и NM2034), 5 м специального кабеля (ROCAR
HIENDPCOFC SPEAKER CABLE) для подключения акустической системы, корпус для
сборки электроники (Z-4A), клеммы, разъемы, штекеры.
Рисунок 1. Низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A Но сначала
пришлось заняться изготовлением корпуса акустической системы типа "закрытый
ящик" с фазоинвертором (см. рис. 2).
Рисунок 2. Конструкция корпуса акустического агрегата закрытого типа с
фазоинвертором Полезный объем корпуса V, диаметр d, длину l трубы
фазоинвертора и другие параметры рассчитал на компьютере с помощью программы
JBL SpeakerShop (для расчетов можно воспользоваться и этой программой). Все
эти расчеты программа выполняет исходя из характеристик используемого
динамика (полной добротности Qts, резонансной частоты Fs, эквивалентного
объема Vas и т.д.). В моем случае получилось: d=60 мм, l=96 мм. Для
динамиков другого типа эти параметры будут, естественно, другими, и в
конструкцию акустического агрегата необходимо внести соответствующие изменения.
Проще всего в домашних условиях сделать корпус для сабвуфера в виде круглого
бочонка, у которого динамик встроен в одно из донышек. При этом оба донышка
можно вырезать электролобзиком из ДСП или многослойной фанеры (рис. 3), а
цилиндрический корпус согнут из листа ДВП.
Рисунок 3. Оба круглых донышка корпуса выпилены лобзиком из ДСП Сначала
я сомневался в прочности такой конструкции и предполагал наклеить два слоя,
но после завершения сборки все мои сомнения развеялись, так как корпус
получился очень жестким и с ДВП в один слой. Согнуть же заготовку из листа
ДВП в цилиндр оказалось довольно просто. Для этого ее достаточно распарить с
внешней стороны, проглаживая утюгом через мокрую тяпку. После того как лист
ДВП был согнут, круглые донышки я вклеил ПВА и дополнительно закрепил
скобками с помощью строительного степлера. Готовый корпус с внешней стороны
обшил ковролином (наклеил и закрепил скобами) (рис. 4).
Рисунок 4. Готовый корпус обшивается ковролином В заключение вклеил трубу
фазоинвертора, закрепил на задней панели вставку с клеммами для подключения,
подпаял провода и установил на место динамик. Все получилось очень неплохо
(рис. 5).
Рисунок 5. Акустический агрегат в собранном виде Со сборкой электроники
никаких проблем не возникло. В оба набора вложены довольно подробные и
понятные инструкции, по которым все можно собрать и подключить легко и
просто (рис. 6).
Рисунок 6. Со сборкой электроники из наборов МАСТЕР КИТ не возникло
никаких проблем Единственное, что сделал не по инструкции - вместо
рекомендованного для микросхемы усилителя мощности радиатора площадью 600
см2 установил радиатор центрального процессора (разъем Socket 370) с
вентилятором, оставшимся после модернизации компьютера. Замена оказалась
вполне приемлемой. И, наконец, электронику я специально вынес в отдельный
корпус, хотя рациональнее было бы поместить ее в корпусе акустического
агрегата, выгородив для этого специальный отсек. Но мне очень хотелось
самому "покрутить" все эти ручки и настроить сабвуфер непосредственно в
салоне автомобиля при прослушивании реальной "музыки" . Поэтому собранный
усилитель я разместил в перчаточном боксе (рис. 7), а на его лицевую панель
дополнительно установил отдельный выключатель питания.
Рисунок 7. Электронный блок сабвуфера установлен в перчаточном боксе,
называемом в просторечье "бардачком" Звучит стереосистема с самодельным
сабвуфером ничуть не хуже, чем с фирменным, а стоит в несколько раз дешевле.
Но главное в том, что мне удалось это сделать своими руками
|